Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Уосис И.А., Харитоненко Н.О.
при секретаре Самбуровой П.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу Литвинова М.В. на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 03 февраля 2016 года, которым его исковые требования к Министерству Обороны РФ, ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Уосис И.А., пояснения Литвинова М.В., Литвинова А.М., Литвиновой Е.Ю., Литвинова А.М., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвинов М.В. обратился в суд с иском, указав, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан. 11.04.1995 г. получил гражданство "данные изъяты". 12.02.2001 г. он заключил с Министерством обороны РК контракт о прохождении контрактной службы на три года. Приказом Главнокомандующего силами воздушной обороны N от 31.05.2004 г. он уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с окончанием срока контракта и приказом командира в/ч N N от 21.06.2004 г. исключен из списков личного состава части с 09.07.2004 г. На момент увольнения его выслуга составила в календарном исчислении 10 лет 02 месяца 20 дней, а в льготном исчислении 20 лет 07 месяцев 11 дней.
В силу Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Казахстан по контракту и их статусе(ст. 9); ст.11 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан; ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также Жилищного кодекса РФ, Меморандума об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, Приказа Министра обороны РФ от 13 октября 2011 г. N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512"; приказа Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512", Постановления Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам РФ и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", Указа Президента РФ "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", он имеет право на предоставление ему от Министерства Обороны РФ в городе Балтийске Калининградской области благоустроенного жилого помещения на основании договора социального найма на состав семьи из 4 человек, общей площадью не менее 72 кв.м., из расчета 18 кв.м. на одного человека.
Ранее занимаемое им жилое помещение по адресу: "адрес", предоставленное ему в связи со службой в рядах Вооруженных Сил РК, он сдал при увольнении.
До настоящего времени он со своей семьей состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления в администрации муниципального образования городское поселение "Город Балтийск" под N. Просит обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в городе Балтийске Калининградской области на состав семьи из 4 человек, общей площадью не менее 72 кв.м., из расчета 18 кв.м. на одного человека.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе Литвинов М.В. просит решение отменить и принять новое решение. Указывает на то, что суд неправильно установилимеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, в связи с чем, пришел к неправильным выводам. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, положения норм международного права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ - с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 указанной статьи в редакции, действующей на момент увольнения истца, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Ст.62 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11.02.1993 N 4455-1 было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода.
Переходный период согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4457-1 был установлен до 31 декабря 1994г.
П.5 постановления Верховного Совета РФ "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 19 мая 1993 г. определено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении же указанных в Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется только до 31 декабря 1994 года.
Как установлено п.п."в" п.10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.).
Согласно п. 6 указанных Правил - нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в ВС РФ, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные по достижении предельного возраста пребывании на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Ст. 3 Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, заключенного 14 февраля 1992 года государствами-участниками СНГ, установлено, что государства содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания. Данное соглашение не содержит норм, которые регламентируют вопросы, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Во исполнение указанного Соглашения подписано Соглашение "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках СНГ" от 28 марта 1997 г., согласно ст. 3 которого - государство-участник СНГ, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили службу граждане, уволенные с военной службы и избравшие местом постоянного жительства территорию другого государства-участника СНГ, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному этими лицами постоянному месту жительства при условии сдачи занимаемого ими жилья по прежнему месту службы.
Российская Федерация и Республика Казахстан не выполнили внутригосударственные процедуры для вступления данного соглашения в законную силу (Распоряжение Президента РФ от 09.02.2013 г.).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела - Литвинов М.В. был призван на военную службу с 01.04.1987 г. Мичуринским РФК Карагандинской области.
11.04.1995 г. Литвинов М.В. получил гражданство "данные изъяты".
12.02.2001 г. Литвиновым М.В. был заключен контракт о прохождении контрактной службы на три года с Министерством обороны Республики Казахстан.
Приказом Главнокомандующего Силами Вооруженной Обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан N от 31.05.2004 г. "данные изъяты" Литвинов М.В. уволен из Вооруженных Сил РК в связи с окончанием срока контракта; исключен из списков личного состава 09.07.2004 г. Выслуга лет на момент издания приказа от 31.05.2004 г. составила календарных - 9 лет 10 месяцев; льготных - 20 лет 02 месяца.
Заявляя указанные исковые требования, Литвинов М.В. ссылается на то, что в силу приведенных правовых норм он имеет право на предоставление ему от Министерства Обороны РФ благоустроенного жилого помещения в городе Балтийске Калининградской области по договору социального найма.
Разрешая спор по существу и отказывая Литвинову М.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет право претендовать на улучшение жилищных условий на основании международных соглашений в связи с прохождением военной службы в воинской части Республики Казахстан, так как соответствующие соглашения не вступили в законную силу для республики Казахстан и России.
Не усмотрел суд оснований и для улучшения жилищных условий истца в соответствии с законодательством Российской Федерации, установив, что Литвинов М.В. не был принят в установленном порядке на учет для получения жилья по месту прохождения службы до его увольнения, не поставлен он на учет для получения жилья и по прибытию в Российскую Федерацию после его увольнения в 2004 г. из Вооруженных Сил РК; уволен он по основанию, которое не дает ему права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Литвинова М.В. судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, правильной оценке представленных доказательств и правильном применении приведенных правовых норм.
Как установлено по делу - Литвинов М.В. в период военной службы в Вооруженных Силах РК был обеспечен жилым помещением - ему предоставлена квартира по адресу: "адрес", которую он сдал при увольнении из Вооруженных Сил. Доказательств постановки Литвинова М.В. на учет нуждающихся в получении жилого помещения ни в период службы, ни после увольнения по прибытию на территорию Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Правовых оснований для обеспечения Литвинова М.В. жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеется, поскольку истец уволен из Вооруженных Сил РК в связи с окончанием срока контракта - по основанию, которое не является в силу приведенных норм основанием для признания его нуждающимся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.
Вопрос обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей, которые переехали на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации из других республик бывшего СССР после 31 декабря 1994 г. при отсутствии международных соглашений может быть решен только в соответствии с законодательством Российской Федерации, что не противоречит и требованиям ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, Литвинов М.В., как уволенный с военной службы из Вооруженных Сил Республики Казахстан, при переезде на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации и при условии признания его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий обеспечивается жильем на общих основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Литвинов М.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, постановлением главы Балтийского городского округа от 01.10.2008 г. N.
Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Вместе с тем - оснований для обеспечения истца жилым помещением по приведенным нормам также не имеется, так как не установлено наличия у Литвинова М.В. требуемых законом условий.
При изложенных обстоятельствах - оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма судом обоснованно не усмотрено.
Таким образом, все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке. Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балтийского городского суда Калининградской области от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.