Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Скрябиной СВ., Шушкевич О.В.,
при секретаре Пирожниковой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Иштимировой Н.Х. на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 14 декабря 2015 года по иску Иштимировой Н.Х. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в переводе с одного вида пенсии на другой.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истицу Иштимирову Н.Х., поддержавшую апелляционную жалобу, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Иштимирова Н.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области (далее - УПФ в Кунашакском районе Челябинской области) о признании незаконным решения от 23 сентября 2015 года об отказе в переводе пенсии с одного вида на другой; о возложении обязанности произвести перевод пенсии с одного вида на другой вид пенсии и перерасчет пенсии со дня обращения за назначением пенсии.
В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что является получателем досрочной страховой пенсии по старости. Она обратилась к ответчику с заявлением о переводе ее на пенсии, предусмотренную пп. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в удовлетворении которого ей было отказано по причине не предоставления документов, подтверждающих факт ее проживания в населенном пункте Муслюмово в период с 1973 года по 1978 год. Отказ считает незаконным, поскольку факт ее проживания в указанном населенном пункте подтверждается удостоверением "добровольно выехавшей" от 12 апреля 1995 года, на основании которого ей предоставляются соответствующие социальные льготы.
В судебном заседании истица Иштимирова Н.Х. исковые требования
поддержала.
Представитель ответчика Нажмутдинов Д.И. заявленные требования не признал, сославшись на обоснованность принятого пенсионным органом решения.
Суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истица Иштимирова Н.Х. просит решение суда отменить, ее исковые требования удовлетворить. Утверждает о том, что ее проживание и обучение в населенном пункте Муслюмово в период с 01 сентября 1973 года по 29 августа 1978 года является установленным фактом, что подтверждается удостоверением о ее добровольном выезде из указанного населенного пункта и справкой школы от 16 октября 2015 года. Считает, что судом необоснованно не приняты во внимание указанные документы, свидетельствующие о ее проживании на территории населенного пункта Муслюмово, подвергшейся загрязнению.
Представитель ответчика УПФ в Кунашакском районе Челябинской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен, поэтому судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм материального права.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в том числе граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 закона, пенсия по старости назначается в соответствии со ст. 33 настоящего закона.
Согласно ст. 33 этого же Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию государственную пенсию имеют, в том числе граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за переводом с одного вида пенсии на другой может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден постановлением Минтруда Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 958н. Согласно п. 18 указанного перечня, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением государственной пенсии, должны быть приложены документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой со всеми необходимыми документами.
Из материалов дела следует, что с 11 ноября 2010 года Иштимирова Н.Х. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время страховая пенсия по старости) (л.д. 54).
15 мая 2015 года истица обратилась в УПФ в Кунашакском районе Челябинской области с заявлением о переводе на государственную пенсию в соответствии с п. 1 п.п. 10 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Решением ответчика от 23 сентября 2015 года Иштимировой Н.Х. отказано в переводе страховой пенсии на государственную пенсию в связи с отсутствием документа, подтверждающего право на снижение пенсионного
возраста - справки, подтверждающей ее проживание (период проживания) на территории населенного пункта Муслюмово (л.д. 15-16).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт проживания истицы в период с 01 сентября 1973 года по 29 августа 1978 года на территории населенного пункта Муслюмово не подтвержден, в связи с чем, ее требования удовлетворению не подлежат.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Так, в соответствии со справкой от 21 марта 2014 года N 297, выданной администрацией муниципального образования "Муслюмовское сельское поселение" подтвердить факт проживания Иштимировой Н.Х. на территории населенного пункта Муслюмово с 01 сентября 1973 года по 29 июня 1978 года не представляется возможным, в связи с отсутствием данных в похозяйственных книгах.
Между тем, из материалов дела следует, что 12 апреля 1995 года администрацией Челябинской области истице было выдано удостоверение У N 030637 как лицу, добровольно выехавшему в 1978 году из населенного пункта Муслюмово, подвергшегося загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Указанное удостоверение выдано на основании справки формы "Ч" N 034490, выданной уполномоченным органом, в соответствии с которой истица проживала в населенном пункте Муслюмово в период с 1973 года по 1978 год (л.д. 142-144).
В соответствии с указанным удостоверением Иштимирова Н.Х. пользуется льготами и компенсациями, предусмотренными для категорий граждан, указанных в п. 11 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 9).
Указанные документы подтверждают факт и период проживания истицы на территории населенного пункта Муслюмово. Удостоверение о добровольном выезде из населенного пункта Муслюмово серии У N 030637 от 12 апреля 1995 года, и справка формы "Ч" от 034490, выданные уполномоченными органами, недействительными не признаны.
При указанных обстоятельствах у суду первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истицы, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Доводы представителя ответчика о том, что указанные документы, не являются документами подтверждающими факт ее проживании в населенном
пункте Муслюмово, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание. Пенсионное законодательство, не содержит каких - либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания. Отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истицы на территории населенного пункта Муслюмово в период с 01 сентября 1973 года по 29 июня 1978 года, не может являться основанием для отказа в удовлетворении ее требований.
Принимая во внимание, что с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой Иштимирова Н.Х. обратилась 15 мая 2015 года, то перевод на государственную пенсию необходимо производить с 01 июня 2015 года -с 1 - го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истица обратилась за переводом пенсии. Требования истицы о производстве перерасчета пенсии являются некорректными, поскольку при переводе ее на другой вид пенсии, она будет ей назначена и выплачена в установленных законом размерах.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 14 декабря 2015 года отменить и принять по делу новое решение:
Признать отказ Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области от 23 сентября 2015 года Иштимировой Н.Х. в переводе со страховой пенсии по старости на государственную пенсию по п. 1 п.п. 10 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кунашакском районе Челябинской области произвести перевод со страховой пенсии по старости на государственную пенсию по п. 1 п.п. 10 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 01 июня 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.