Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шурыгиной Л.Г.,
судей
Старкова М.В.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению прокурора города Первоуральска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа Первоуральск о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по совершению действия
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации городского округа Первоуральск
на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 14 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., представителей административного ответчика Гагариной И.Ю., Приблуда Ю.Д., представителя заинтересованного лица Первоуральской городской Думы Романовой Г.А., представителя заинтересованного лица ООО "Предприятие - комплекс "Молодежный" Солодовниковой С.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор города Первоуральска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Первоуральск, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Первоуральск, выразившееся в непринятии мер к инициированию организации поселения на земельном участке, занимаемом ООО "Предприятие-комплекс "Молодежный" в г. Первоуральске Свердловской области, и организации деятельности по включению этого земельного участка в границы населенного пункта, внесению соответствующих сведений в государственный кадастровый учет, возложении на Администрацию городского округа Первоуральск обязанности в срок не позднее шести месяцев после вступления решения в законную силу принять меры по включению указанного земельного участка в границы населенного пункта и внесению сведений в государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Президиума Первоуральского городского Совета народных депутатов от 01 августа 1991 года N 94 постановлено согласовать место расположения земельного участка под проектирование и строительство Молодежного поселка в кварталах 83 и 84 Первоуральского лесничества Билимбаевского лесхоза, проектом предусмотрено строительство I очереди на 500 домов. При разработке генерального плана развития города решено включить территорию Молодежного поселка в городскую черту.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 июля 1992 года N 207-11, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 января 1993 года N 514-Р из земель лесного фонда, в который входили леса I группы Билимбаевского лесхоза (кварталы 83, 84 Первоуральского лесничества), изъят и отведен муниципальному предприятию "Дирекция поселка Молодежный" земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с указанными выше актами на участке с разрешения Администрации городского округа Первоуральск возведены и возводятся индивидуальные жилые дома, однако, оформить свои права на имущество граждане не могут, поскольку постановлением Главы муниципального образования "Город Первоуральск" от 19 декабря 2000 года N 3864 земельному участку присвоена категория "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и в соответствии с установлением такой категории земель строительство индивидуальных жилых домов на них не предусмотрено. Вместе с тем, Администрация городского округа Первоуральск продолжает выдавать гражданам разрешения на строительство индивидуальных жилых домов и градостроительные планы земельных участков, указывая на отнесение территории к зоне Ж-1, где такое строительство разрешено. При этом, мер по реализации решения Президиума Первоуральского городского Совета народных депутатов от 01 августа 1991 года N 94, а также исполнения Программы землепользования и развития территории городского округа Первоуральск на 2006-2010 годы, утвержденной решением Первоуральского городского Совета от 27 октября 2005 года N 132, в том числе по поселку Молодежный, не принимает. Изложенное свидетельствует о невыполнении Администрацией городского округа Первоуральск положений п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части реализации правомочий по утверждению генеральных планов городского округа.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 14 января 2016 года заявленные административные исковые требований удовлетворены.
На решение суда административным ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу об отмене постановления суда, принятии по делу решения об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указано, что заявление прокурора города Первоуральска не относится к категории заявлений, направленных в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку численность собственников земельных участков, расположенных в поселке Молодежный, строго определена и подразумевает под собой конкретных лиц. Собственники земельных участков в поселке Молодежный могут самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов, поэтому, по мнению представителя административного ответчика, производство по делу необходимо прекратить. Кроме того, в жалобе указано на безосновательность заявленного административного иска, в той связи, что Администрацией городского округа Первоуральск были приняты меры по урегулированию спорной ситуации в поселке Молодежный. В частности Администрация городского округа Первоуральск неоднократно обращалась за разъяснениями в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области для решения вопроса о внесении изменений в границу города Первоуральск, на что был дан ответ о невозможности включения территории поселка в границу города ввиду того, что между границей города и границей земельного участка, на котором расположен поселок, проходит магистральный газопровод. В качестве варианта решения указанной проблемы Администрация городского округа Первоуральск 23 ноября 2015 года обратилась к Главе городского округа Первоуральск с письменным обращением о рассмотрении целесообразности инициирования проведения опроса граждан по вопросу образования на территории городского округа Первоуральск сельского населенного пункта с предполагаемым наименованием "Поселок Молодежный", с административной подчиненностью Администрации городского округа Первоуральск. Кроме того, представитель административного ответчика указывает на недостаточность определенного судом срока для принятия мер по включению земельного участка в границы населенного пункта, внесению соответствующих сведений в государственный кадастровый учет.
На апелляционную жалобу прокурором подано возражение с просьбой об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы - без удовлетворения в силу ее несостоятельности.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Гагарина И.Ю., Приблуда Ю.Д., представитель заинтересованного лица Первоуральской городской Думы Романова Г.А. апелляционную жалобу поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истомина И.В., представитель заинтересованного лица ООО "Предприятие - комплекс "Молодежный" Солодовникова С.Н. с жалобой не согласились, указав на законность постановленного судом решения по делу.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории Московской области, но не позднее 31 декабря 2014 года, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
В силу ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Кроме того, орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (ч. 13 ст. 4.1 Закона).
При разрешении спора судом на основании анализа совокупности представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, установлен факт бездействия Администрации городского округа Первоуральск, выразившийся в том, что в течение длительного периода времени, в том числе и после вынесения в адрес Администрации городского округа Первоуральск частного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июля 2015 года, не исполнялись требования ст. 12 Областного закона от 20 мая 1997 года N 30-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области", ч. 1 ст. 8 Положения "О порядке проведения опроса граждан на территории городского округа Первоуральск", утвержденного решением Первоуральской городской Думы от 12 октября 2006 года N 250, предусматривающих необходимые действия для решения вопроса о внесении изменений в границу города Первоуральск, а именно, не принимались какие-либо меры в отношении земельного участка, занимаемого ООО "ПК Молодежный".
Более того, было установлено, что постановлением Главы муниципального образования "город Первоуральск" от 19 декабря 2000 года N 3864, принятым в нарушение положений ст. ст. 5, 83 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания постановления, и без учета фактического использования участка для строительства индивидуальных жилых домов, изъятому и отведенному муниципальному предприятию "Дирекция поселка Молодежный" на основании Постановления Правительства Свердловской области от 15 июля 1992 года N 207-11, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 января 1993 года N 514-Р из земель лесного фонда, в который входили леса I группы Билимбаевского лесхоза (кварталы 83, 84 Первоуральского лесничества) земельному участку для индивидуального жилищного строительства, была присвоена категория "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Несмотря на это Администрация городского округа Первоуральск выдавала гражданам разрешения на строительство индивидуальных жилых домов и градостроительные планы земельных участков, указывая на отнесение территории к зоне Ж-1, где такое строительство разрешено. Вместе с тем, мер по реализации решения Президиума Первоуральского городского Совета народных депутатов от 01 августа 1991 года N 94, а также исполнения Программы землепользования и развития территории городского округа Первоуральск на 2006-2010 годы, утвержденной решением Первоуральского городского Совета от 27 октября 2005 года N 132, в том числе по поселку Молодежный, принято не было.
Поскольку бездействие органа местного самоуправления в вопросе о внесении изменений в границу города Первоуральск, а именно включения в границу земельного участка, занимаемого ООО "ПК Молодежный" подтвердились, равно как и факт нарушения, тем самым, прав жителей городского округа Первоуральск, которые возвели строения на спорном земельном участке и в силу изложенных выше обстоятельств не могут зарегистрировать свои права на них, суд обоснованно постановилрешение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права и направленные на иную оценку представленным доказательствам, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Утверждение о том, что заявление прокурора города Первоуральска не относится к категории заявлений, направленных в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку численность собственников земельных участков, расположенных в поселке Молодежный, строго определена и подразумевает под собой конкретных лиц, ошибочно. Из административного искового заявления следует, что требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц в связи с тем, что занимаемый ООО "ПК Молодежный" земельный участок полностью не освоен и продолжает осваиваться. Определить круг лиц, которые впоследствии начнут застройку, не представляется возможным. Таким образом, нельзя согласиться с доводом о том, что предъявленный иск затрагивает лишь интересы землепользователей поселка Молодежный.
То обстоятельство, что только в день принятия к производству суда административного иска - 23 ноября 2015 года, последовало обращение заместителя Главы Администрации городского округа Первоуральск к Главе городского округа Первоуральск о рассмотрении целесообразности инициирования проведения опроса по вопросу образования на территории городского округа Первоуральск сельского населенного пункта с предполагаемым наименованием "п. Молодежный" с административной подчиненностью Администрации городского округа Первоуральск еще раз подтверждает фактическое бездействие Администрации городского округа Первоуральск до принятия прокурором г. Первоуральска мер прокурорского реагирования.
Ссылка на разработанный Администрацией городского округа Первоуральск план по включению в городскую черту земельного участка, занимаемого ООО "ПК "Молодежный" не может быть расценен как пример реальных действий, направленных на решение вопроса в отношении поселка Молодежный.
Срок для принятия мер по включению земельного участка в границы населенного пункта, по внесению соответствующих сведений в государственный кадастровый учет, установленный судом с учетом длительности неисполнения решения Президиума Первоуральского городского Совета народных депутатов от 01 августа 1991 года N 94, а также исполнения Программы землепользования и развития территории ГО Первоуральск на 2006-2010 годы, утвержденной Решением Первоуральского городского Совета от 27 октября 2005 года N 132, не представления доказательств уважительных причин для того, а также продолжающегося нарушения прав граждан, судебная коллегия находит разумным.
Администрация городского округа Первоуральск при необходимости не лишена возможности в соответствии со ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации городского округа Первоуральск - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Г. Шурыгина
Судьи
М.В. Старков
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.