Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Басангов Н.А., при секретаре Иванове С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Т.В.Д. на решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия,
установил:
постановлением начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Т.В.Д. от 26 января 2016 г. Администрация Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере " ... "рублей.
Решением судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 г. вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, Т.В.Д. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Калмыкия, в которой просит решение судьи отменить, а его постановление признать законным и обоснованным. Полагает, что невыполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений образует состав вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Ростехнадзора С.Н.Б. доводы в жалобе поддержал.
Представители Администрации Яшалтинского РМО Б.Н.А. и М.Е.В. в удовлетворении жалобы просили отказать.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ 11. невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из постановления должностного лица Ростехнадзора от 26 января 2016 г., Администрация Яшалтинского РМО в установленный срок не исполнило предписание об устранении ряда нарушений обязательных требований законодательства в области безопасности гидротехнического сооружения водохранилища " ... ".
Отменяя указанное постановление, судья районного суда исходил из того, что поскольку гидротехническое сооружение не находится в собственности Администрации, невыполнение предписания контролирующего органа об устранении нарушений, связанных с эксплуатацией названного объекта, не образует состав административного правонарушения.
С учетом конкретных обстоятельств дела с таким выводом судьи следует согласиться.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.07.2011 г. N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
При этом в силу статьи 9 названного Федерального закона обязанность по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт возложены на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию.
В материалах дела сведения о том, что гидротехническое сооружение водохранилища " ... " находится в собственности Администрации Яшалтинского районного муниципального образования или эксплуатируется ею, отсутствуют.
Ссылка представителя Ростехнадзора С.Н.Б. на сводную инвентаризационную ведомость гидротехнических сооружений водохозяйственных объектов в Республике Калмыкия как на доказательство принадлежности гидротехнического сооружения Администрации нельзя признать обоснованной.
Так, в силу статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним данных об объекте недвижимого имущества - гидротехническом сооружении водохранилища " ... " и его собственнике не содержит.
Следовательно, административная ответственность за неисполнение выданного предписания об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнического сооружения на Администрацию возложена быть не может.
Необжалование Администрацией предписания в судебном порядке основанием для отмены состоявшегося постановления не является, поскольку проверка законности и обоснованности выданного предписания может быть осуществлена в рамках настоящего производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия оставить без изменения, жалобу начальника отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Т.В.Д. - без удовлетворения.
Судья Н.А. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.