Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Садовой И.М., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Белохвостовой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муханова С.А., Самохвалова К.М., Муртазина Р.М., Кленова Л.М., Мохровой Т.С., Сызранцева С.А., Самсоновой И.П., Золотушкиной Л.Н., Никитиной О.Н., Сызранцевой С.Н., Одиноковой М.Н., Тихонова А.К., Базарова А.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования "Город Саратов" об отказе в согласовании схем расположения земельных участков и возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова обязанности утвердить схемы расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 09.02.2016 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения представителя истцов Меденцова А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлением имуществом г. Саратова с требованиями о признании решений об отказе в утверждении схем расположения земельных участков и возложению на ответчиков обязанности не позднее, чем по истечении одного месяца со дня вступления в силу решения суда в законную силу, утвердить схемы расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" под принадлежащими истцам гаражами, которые мотивировали тем, что в "дата" г. обратились к ответчикам с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков под гаражами, принадлежащими им на праве собственности, расположенными по указанному адресу с приложением требуемых законодательством документов.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" постановлениями от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N, от "дата" N приняла решения об отказе истцам в утверждении схем расположения земельных участков в связи с тем, что они не соответствуют утвержденному проекту планировки территории, а также в связи с тем, что образуемые земельные участки полностью расположены в красных линиях новой набережной в пределах территории общего пользования.
Истцы считают данные постановления незаконными, нарушающими их права, так как они не имеют возможность приобрести право на земельные участки и получить правоподтверждающие и правоустанавливающие документы. Отсутствие решения об отверждении схем расположения земельных участков лишают истцов возможности реализовать исключительное право на приобретение в собственность земельные участки, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не дает им возможности совершать сделки с указанными земельными участками.
Земельный участок с кадастровым номером N ранее был предоставлен ГСК "Фара" в аренду на основании постановления администрации г. Саратова N, между кооперативом и администрацией заключен договор аренды земельного участка. На основании решения Октябрьского районного суда г. Саратова они являются собственниками гаражей, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Рассмотрев спор, суд постановилрешение, которым удовлетворил исковые требования.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" подала апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, автор жалобы указывает, что в соответствии с пп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N "Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)" установлено, что в соответствии со ст.ст. 42, 45, 46 ГрК РФ, решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 г. N 65-633 "О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове", постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 28.07.2010 г. N 1803 "О проекте планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)", с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний было предусмотрено строительство набережной на участке от "адрес" до "адрес" в рамках реконструкции существующих берегоукрепительных сооружений с устройством проезжей части для обеспечения транспортного обслуживания прилегающей территории.
Таким образом, истцов отсутствуют законные основания, указанные в ст. 11.10 ЗК РФ которые позволяли бы органу местного самоуправления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, об уважительной причине неявки судебную коллегию не известили, об отложении судебного заседания не просили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 2 и 22) установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный спор, затрагивающий земельные права сторон, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент возведения гаражей, спорные земельные участки не находились в границах красных линий, а поэтому оспариваемые постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" являются незаконными.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ к числу ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, отнесены в том числе и земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ определено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
На ограничение запрета не влияет факт нахождения недвижимого имущества истцов на земельном участке.
Как следует из п. 8 ст. 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе такие, как площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты.
Пунктом 1 постановления главы администрации муниципального образования "Город Саратов" от 06.08.2013 г. N 1634 утвержден проект планировки территорий общего пользования г. Саратова (Октябрьский район), согласно которому с учетом протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний было постановлено, - строительство набережной на участке от "адрес" до "адрес" в рамках реконструкции существующих берегоукрепительных сооружений с устройством проезжей части для обеспечения транспортного обслуживания прилегающей территории.
Решением Саратовской городской Думы от 29.06.2000 г. N 46-471 "Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города" утверждены красные линии на территории г. Саратова.
Согласно п. 11 ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 12 указанной статьи определено, что территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии в силу ст. 42 ГрК РФ отображаются на чертеже планировки территории, включаемом в основную часть проекта планировки территории, подлежащую утверждению.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 г. N 18-30, красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Испрашиваемые истцами земельные участки находится за красной линией на территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 3.8 указанной Инструкции красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Таким образом, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией объекты общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары и другие подобные объект), не могут быть приватизированы
В силу п. 6.1.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. N 27-280, в случае если земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и предоставляются в порядке ст. 39.20 ЗК РФ и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, находящиеся на таких земельных участках, и на момент образования и предоставления земельные участки имеют вид разрешенного использования, не соответствующий Правилам, земельные участки образуются и предоставляются гражданам и юридическим лицам с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование). При этом фактические виды разрешенного использования объектов недвижимости устанавливаются на основании видов разрешенного использования, указанных в таб. 5.1 п. 42 Правил. (пп. 6.1.1 введен решением Саратовской городской Думы от 06.02.2014N 32-361; в ред. решения Саратовской городской Думы от 19.02.2015 N 43-482)
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
Пункт 2.8 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.04.2015 г. N 1040 определяет основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются, к числу которых отнесены, в том числе несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саратова от "дата" по гражданскому делу N г. за частью истцов признано право собственности на принадлежащие им нежилые помещения.
Заочным решением Октябрьского районного суда г. Саратова от "дата" по гражданскому делу N по иску Золотушкиной Л.Н. к администрации муниципального образования "Город Саратов" за Золотушкиной Л.Н. признано право собственности в порядке наследования на гараж с погребом N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный на 1 этаже в нежилом здании литер "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Представитель истцов Меденцов А.С. обращался в администрацию муниципального образования "Город Саратов" и в комитет по управлению имуществом г. Саратова с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков под гаражами, расположенными по адресу: "адрес" с разрешенным использованием: для проектирования и строительства боксовых гаражей, с фактическим использованием - гараж
Вышеуказанными постановлениями истцам отказано в утверждении схем расположения земельных участков, по тем основаниям, что схема расположения образуемых земельных участков не соответствует утвержденному проекту планировки территории. Образуемые земельные участки полностью расположены в красных линиях новой набережной (в рамках реконструкции берегоукрепительных сооружений Волгоградского водохранилища в районе г. Саратова (III очередь строительства - участок от "адрес" до "адрес"), в пределах территории общего пользования.
Данные обстоятельства подтверждаются фрагментом карты градостроительного зонирования из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (л.д. 193 гр. дело N).
Таким образом, основанием для отказа истцам в согласовании схемы расположения земельных участков являлось расположение земельных участков в красных линиях, утвержденных постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N и вхождение испрашиваемых земельных участков в территорию общего пользования.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемых постановлений незаконными.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права или норм процессуального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 09.02.2016 г. отменить. Принять по делу новое решение.
Муханову С.А., Самохвалову К.М., Муртазину Р.М., Кленову Л.М., Мохровой Т.С., Сызранцеву С.А., Самсоновой И.П., Золотушкиной Л.Н., Никитиной О.Н., Сызранцевой С.Н., Одиноковой М.Н., Тихонову А.К., Базарову А.В. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконными постановлений об отказе в согласовании схем расположения земельных участков и возложении обязанности утвердить схемы расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территории отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.