Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Рябихина О.Е.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Грибанова Ю.М. к государственному автономному учреждению Саратовской области "Центр социальной защиты населения Пугачевского района" (далее - ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района), министерству социального развития Саратовской области о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, по апелляционной жалобе Грибанова Ю.М. на решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 03 марта 2016 года, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Грибанов Ю.М. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что является инвалидом "данные изъяты" группы, 14 сентября 2015 года ему была выдана справка о медицинских показаниях для получения путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем он обратился в ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района с соответствующим заявлением, однако до настоящего времени путевка ему не предоставлена, чем существенно нарушены его права на получение государственной социальной помощи. Просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Грибанов Ю.М. просит решение суда отменить, приняв новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что понятие очередности на получение санаторно-курортного лечения в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" отсутствует, существует лишь необходимый для целевого использования бюджетных средств государства список лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, которые к концу календарного года должны быть обеспечены санаторно-курортными путевками.
На доводы апелляционной жалобы министерством социального развития Саратовской области принесены возражения, в которых оно просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Грибанов Ю.М., его представитель Мирзаев Ф.Т.- оглы доводы жалобы поддержали, представители министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В., Савченко Н.В. полагали решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Грибанов Ю.М. является инвалидом "данные изъяты" группы. На основании заявления от 13.01.2015 года и справки для получения путевки от 19.12.2014 года Грибанов Ю.М. поставлен на учет в ГАУ СО ЦСЗН Пугачевского района на обеспечение санаторно-курортным лечением. 15.09.2015 года Грибанову Ю.М. вновь выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которая была приобщена к ранее поданному заявлению от 13.01.2015 года. До настоящего времени санаторно-курортная путевка истцу не предоставлена.
Федеральным законом от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 6.3 закона, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 (далее - Порядок), периодом предоставления гражданам набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных пунктами 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, периодом предоставления ему набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг полностью, одной из социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, двух любых социальных услуг, предусмотренных п.п. 1, 1.1 и 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, до 31 декабря текущего года.
В п. 3.3 Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
С 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 года N 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 4 Правил оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденных Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 года N 29-П (далее - Правила), предоставление социальных услуг осуществляется министерством социального развития области (далее - министерство) через его подведомственные учреждения социальной поддержки населения (далее - УСПН) в виде предоставления санаторно-курортных путевок и территориальные органы в виде выплаты компенсации при проезде за счет собственных средств к месту лечения и обратно.
В соответствии с п. 5 указанных Правил УСПН ведется постановка граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, на учет.
Положениями п. 9, 10, 14 Правил установлено, что УСПН обобщает и направляет в министерство ежегодные заявки на предоставление путевок в соответствии с количеством граждан, вставших на учет, и профилем заболевания. Заявки оформляются ежегодно, до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица УСПН по доверенности, выданной УСПН, получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Специалисты УСПН по месту жительства граждан, заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам путевки в соответствии с их заявлениями и справками.
В силу п. 23 Правил финансовое обеспечение расходов, предусмотренных настоящими Правилами, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Разрешая спор, суд правильно истолковал указанные выше и подлежащие применению положения Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к правомерному выводу о том, что Грибанов Ю.М. на основании заявления от 13.01.2015 года был принят на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, по состоянию на 03.03.2015 года он состоит в районной очереди под N5, в областной- под номером 120. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Грибанову Ю.М. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Иное повлечет нарушение прав граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в Пугачевском районе Саратовской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Грибанова Ю.М. по данному вопросу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства и иной оценке доказательств, которая была произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ - по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пугачевского районного суда Саратовской области от 03 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грибанова Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.