Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Гулевой Г. В., Маслова Д. А.
при секретаре Лысенко И. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 мая 2016 года в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе В.М.Ю., представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске, на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 18 января 2016 года, которым постановлено:
"исковые требования Г.В.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске произвести перерасчет размера пенсии Г.В.В. с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек ( "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек)".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
установила:
Г.В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - Управление) о перерасчете размера пенсии.
В обоснование иска указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в обществе с ограниченной ответственностью "А-Бренд" (далее - ООО "А-Бренд", Общество) в должности рекламного агента. В её обязанности входило распространение листовок, содержащих сведения об услугах ООО "А-Бренд", визиток. Общество зарегистрировано и фактически осуществляет деятельность в городе Северодвинске, который относится к районам Крайнего Севера. Факт работы подтверждается трудовым договором. Работу выполняла в течение полного рабочего дня с 8 часов 30 минут до 17 часов с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка данной организации. За отработанный период ей была выплачена заработная плата, работодателем в установленный законом срок сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в Пенсионный фонд Российской Федерации с кодом территориальных условий "РКС". После окончания работы в Обществе она обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте размера пенсии в связи с фактом работы в районе Крайнего Севера. Однако решением Управления в перерасчёте размера пенсии ей было отказано. Считала такое решение пенсионного органа незаконным, нарушающим её пенсионные права. Просила обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание не явилась, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, в письменном заявлении просила рассматривать дело без её участия.
Представитель истца Х.А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал. Просил иск удовлетворить.
Представитель Управления В.М.Ю. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что доказательств занятости истца в течение полного рабочего дня и нахождения рабочего места истца в городе Северодвинске не представлено. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица, ООО "А-Бренд", в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте его проведения был извещён надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель ООО "А-Бренд" пояснил, что истец работала в ООО "А-Бренд", расположенном в городе "адрес", в должности рекламного агента. В ее трудовые обязанности входили поиск, установление и поддержание контактов с клиентами, распространение рекламной и полиграфической продукции, данные функции осуществлялись истцом на территории "адрес". За период работы в "адрес" истцу выплачена заработная плата с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленных для районов Крайнего Севера.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласился представитель Управления В.М.Ю.
В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что согласно имеющимся в материалах дела документам не представляется возможным определить занятость Г.В.В. за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течение полного рабочего дня в "адрес". Ссылаясь на пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, указывает, что для установления смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к таким районам, необходимо, что бы работа в таких районах носила постоянный, стабильный характер, осуществлялась в течение полного рабочего дня и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
В суд апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав В.М.Ю., представителя Управления, поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также пенсионного дела N, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 17 Закона N 400-ФЗ).
Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 17 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 17 вышеуказанного закона лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила), и подлежащих применению к спорным правоотношениям в силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Между истцом и ООО "А-Бренд" заключен срочный трудовой договор о работе в должности рекламного агента на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ N, записями в трудовой книжке.
По условиям срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работнику выплачивается заработная плата с учетом надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента.
Согласно акту о приеме работ от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных по срочному трудовому договору, Г.В.В. работу по распространению рекламной и полиграфической продукции в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ выполнила в полном объеме.
Приказом директора ООО "А-Бренд" N от ДД.ММ.ГГГГ Г.В.В. ДД.ММ.ГГГГ уволена по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора.
Согласно Уставу ООО "А-Бренд" местом нахождения Общества является г. Северодвинск Архангельской области.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. N1029 (с последующими изменениями), город Северодвинск Архангельской области отнесен к районам Крайнего Севера.
Решением начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете страховой пенсии по старости в связи с работой в районе Крайнего Севера.
Удовлетворяя заявленные требования Г.В.В., суд первой инстанции, установив факт работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в районе Крайнего Севера, пришел к выводу о наличии у неё смешанного стажа работы.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции о наличии у истца смешанного стажа работы как в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так и в районах Крайнего Севера, дающего ему право на перерасчет размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, согласиться не может.
Одним из основных условий для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, предусмотренной частью 4 статьи 17 Закона N 400-ФЗ (за работу в районах Крайнего Севера), является наличие стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера.
Как следует из анализа вышеназванных норм пенсионного законодательства работа, выполняемая в районе Крайнего Севера, должна носить стабильный, постоянный характер.
Между тем, факт такой работы истцом не подтвержден, а имеющиеся в деле доказательства о выполнении Г.В.В. работы в "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о краткосрочном, временном характере работы.
Выполнение истцом трудовых обязанностей по срочному трудовому договору в течение непродолжительного периода времени в населенном пункте, расположенном в районе Крайнего Севера, в силу требований закона не может служить основанием для вывода о наличии смешанного стажа работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, дающего право для определения наличия у истца календарных лет работы в районах Крайнего Севера, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный, постоянный характер, производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N5, изданным на основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Данный пункт в равной мере распространяется на всех лиц, работающих в особых условиях труда, устанавливает единый порядок исчисления специального трудового стажа, позволяя учитывать периоды работы с особыми условиями труда в зависимости от длительности негативного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов.
Однако, трудовые функции истца, определенные срочным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствуют о выполнении работы постоянно в течение полного рабочего дня, о фактическом исполнении трудовых обязанностей в городе Северодвинске.
При таких обстоятельствах у истца отсутствует право на перерасчёт размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной для лиц, проработавших определенное законом количество календарных лет в районах Крайнего Севера.
Удовлетворяя исковые требования Г.В.В., суд допустил нарушение норм материального права, что привело к постановлению незаконного решения, а потому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Г.В.В. о перерасчете размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ отменить
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г.В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске о перерасчете размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Председательствующий С. Г. Нибаракова
Судьи Г. В. Гулева
Д. А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.