Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Верещагина Г.С.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,
при секретаре Пустошной Е.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 12 мая 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Котлас" на решение Котласского городского суда Архангельской области от 2 февраля 2016 года, которым постановлено:
"исковое заявление К.Н.В. к муниципальному образованию "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении удовлетворить.
Обязать муниципальное образование "Котлас" в лице администрации муниципального образования "Котлас" организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в муниципальное образовательное учреждение в пределах Вычегодского административного округа города Котласа Архангельской области, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
К.Н.В. в интересах несовершеннолетнего К. обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении.
В обоснование указал, что обратился в управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас" с заявлением о предоставлении места в дошкольном учреждении его сыну К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, но до настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Просил обязать МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" обеспечить К. местом в дошкольном образовательном учреждении в пределах Вычегодского административного округа в срок до 1 апреля 2016 года.
Куликов Н.В. в суд первой инстанции не явился, согласно телефонограмме иск поддержал, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель администрации МО "Котлас" Попов А.Н. в судебном заседании иск не признал. В случае удовлетворения исковых требований просил установить срок предоставления места в дошкольном образовательном учреждении до 10 июля 2017 года.
Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Котлас". В поданной апелляционной жалобе представитель Носарева Л.В. просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на приоритетное обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет и невозможность предоставления ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении ввиду укомплектованности групп, набор в которые осуществляется только на основании судебных решений, вступивших в законную силу.
При достижении трехлетнего возраста ребенок сможет беспрепятственно получить место в детском саду.
Предоставление места в детском саду сыну истца, не обладающего правом внеочередного или первоочередного предоставления места в дошкольном учреждении, повлечет за собой нарушение прав несовершеннолетних детей, которые были поставлены в очередь ранее.
В представленных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы К.Н.В. просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что К.Н.В. приходится отцом К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
К.Н.В. и его сын зарегистрированы и проживают в "адрес".
1 августа 2014 года истец обратился в управление по социальным вопросам администрации МО "Котлас" с заявлением о предоставлении сыну места в детском саду. Данное заявление было принято. Однако до настоящего времени сын истца местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установилнарушение прав несовершеннолетнего К. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию МО "Котлас" обязанности организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования ребенку истца путем приема в муниципальное образовательное учреждение в пределах Вычегодского административного округа г. Котласа Архангельской области.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Согласно ст. ст. 4, 5, 37 Устава МО "Котлас" администрация МО "Котлас" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО "Котлас", который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения МО "Котлас" в сфере организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО "Котлас". Учредителем муниципальных дошкольных учреждений является администрация МО "Котлас".
Постановлением главы МО "Котлас" от 6 марта 2014 года N447 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории МО "Котлас" (далее по тексту - Порядок).
Согласно Порядку комплектование МДОУ осуществляется в порядке очередности, определяемой по дате подачи заявления родителями (законными представителями).
Правила приема воспитанников в учреждения определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.2 Порядка).
На основании изложенного, непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя, свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
Как следует из материалов дела, К. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем администрацией МО "Котлас" обязанность по обеспечению несовершеннолетнего К. местом в детском дошкольном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Таким образом, суд обоснованно возложил на администрацию МО "Котлас", осуществляющую комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанность обеспечить К. местом в детском дошкольном учреждении.
Довод апелляционной жалобы об укомплектованности групп дошкольных образовательных учреждений является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку администрация МО "Котлас" обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что достигнув трехлетнего возраста, ребенок сможет беспрепятственно получить место в дошкольном образовательном учреждении, судебная коллегия также находит несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
По делу достоверно установлен факт нарушения прав несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, установление более длительного срока для исполнения возложенной на заинтересованное лицо обязанности не обеспечит восстановление прав несовершеннолетнего в полном объеме.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 2 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи И.А. Пыжова
Т.Н. Рудь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.