Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ворожцовой Л.К.,
судей: Лавник М.В., Латушкиной С.Б.,
при секретаре Паниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ворожцовой Л.К. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области в лице начальника Бобровской Г.В.
на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 02 февраля 2016 года
по иску Полецкого А. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осинники Кемеровской области о признании незаконным отказа во включении периода военной службы, учёбы в СПТУ N 45 в специальный стаж, о перерасчёте дополнительного социального обеспечения,
УСТАНОВИЛА:
Полецкий А.В. обратился с указанным выше иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области (далее - УПФ РФ).
Требования мотивированы тем, что 17.11.2015 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по п.п.1 ч. 2 ст. 18 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01.01.2015 с зачетом в специальный стаж периода обучения в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973, периода военной службы в Советской Армии с 28.11.1973 по 28.11.1975, а также с заявлением о перерасчете размера доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, с зачетом в специальный стаж периода учебы в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973, а также периода военной службы с 28.11.1973 по 28.11.1975.
Решением N от 19.11.2015 ему было отказано в перерасчете страховой пенсии по пп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а решением N от 19.11.2015 ему было отказано в перерасчете доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
С указанными решениями не согласен, так как полагает, что периоды его службы в Советской Армии и обучения в училище относятся к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, а действующее на тот момент законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следовательно, период службы в Вооруженных Силах СССР и периоды обучения, подлежат включению в льготный стаж на основании пп. "з" и пп. "к" п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590. По окончании училища он работал электрослесарем подземным в шахтоуправлении "Капитальное", откуда был призван на службу в Советскую Армию.
Полагает, что ответчик также необоснованно отказал ему во включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на перерасчет дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ. Поскольку периоды службы в Советской Армии и обучения в СПТУ N 45 подлежат включению в подземный стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, то они подлежат и включению в стаж для целей перерасчета размера доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности.
С учетом уточнения иска просит признать решение заседания комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации прав граждан N от 19.11.2015 об отказе в перерасчете страховой пенсии по п. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным; обязать ответчика включить в специальный стаж период учебы в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973 и период службы в рядах Советской Армии с 28.11.1973 по 28.11.1975; произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.12.2015;
признать незаконным решение N от 19.11.2015 УПФР в г.Осинники об отказе в перерасчете доплаты к пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ; включить в специальный стаж для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения работников организации угольной промышленности период обучения в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973 и период службы в Советской Армии с 28.11.1973 по 28.11.1975; обязать произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии с 01.02.2016, а также взыскать с УПФР в г. Осинники судебные расходы за составление искового заявления в размере 3 500 рублей.
Решением Осинниковского городского суда от 02 февраля 2016 года требования Полецкого А.В. в основной части удовлетворены, в части взыскания судебных расходов удовлетворены частично.
В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в г. Осинники просит отменить решение суда и производство по делу прекратить.
Указывает, что суд, принимая решение о перерасчете дополнительного социального обеспечения на основании Федерального закона от 10.05.2010 N 84- ФЗ опирался на то, что спорные периоды деятельности имели место до 01.01.1992, в период действия Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.
Полагает, что суд не учел то обстоятельство, что данное постановление применялось для реализации Закона СССР "О государственных пенсиях", принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 при назначении пенсий старости рабочим, работавшим с вредными условиями труда и в горячих и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пункт 109).
Нормы ранее действующего законодательства, Закон СССР "О государственных пенсиях", принятый Верховным Советом СССР 14.07.1956 не давал право на доплату к пенсии при занятости на подземных работах не менее 25 лет.
Следовательно, Полецкий А.В. не мог рассчитывать на получение дополнительного социального обеспечения в соответствии с положениями Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ в период действия Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590.
Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ вступил в силу с 01.05.2011, то применять нормы Положения от 03.08.1972 N 590 нет правовых оснований.
Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 применялось до 01.01.1992 года (ст. 130 раздела XI "Порядок введения в действие закона "О государственных пенсиях в РФ" Закона от 20.11.1990 N 340-1). Период с момента отмены Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 до дня обращения Полецкого А.В. с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии, а так же вступления в силу Федерального закона 10.05.2010 N 84-ФЗ (более 20 лет) является достаточным сроком для адаптации к внесенным в законодательство изменениям.
Считает, что решение суда ставит в неравные условия граждан, которым назначено и производится перерасчет дополнительного социального обеспечения на основании Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ, конкретно выработавшим требуемый стаж 25 лет непосредственно в подземных условиях полный рабочий день. Федеральный закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ предусматривает дополнительное социальное обеспечение отдельным категориям работников организаций угольной промышленности конкретно за работу во вредных условиях труда и считает, что приравнивать иные периоды деятельности по постановлению от 03.08.1972 N 590, не действующему с 01.01.1992 года нет правовых оснований.
Полецкий А.В. право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии по старости уже реализовал, ему назначена в соответствии с личным заявлением пенсия в соответствии со ст.78 Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" со 02.03.2001 года.
Неправомерно применение для оценки пенсионных прав застрахованных лиц Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590 позволяющих при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах включать в специальный стаж период учебы, поскольку применение положений указанных Постановлений Совета Министров СССР возможно только в совокупности с Законом "О государственных пенсиях" от 14.07.1956.
Суд не принял во внимание, что ранее действующее законодательство Закон от 14.07.1956 не содержало нормы расчёта размера пенсии от стажа на соответствующих видах работ.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно п. 3 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с подп. "к" п. 109 указанного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с подпунктом "з" п. 109 указанного выше Постановления кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
з) обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации;
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Полецкий А.В. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.15).
17.11.2015 Полецкий А.В. обратился к ответчику с заявлением об увеличении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015, с включением в специальный стаж периода военной службы в Советской Армии по призыву с 28.11.1973 по 28.11.1975, и периода учебы в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973 (л.д.47-48).
Решением УПФР (ГУ) в г. Осинники N от 19.11.2015 истцу отказано в уточнении пенсионного капитала в соответствии с п.1 ч.2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года (л.д.12).
Согласно протоколу заседания комиссии Управления ПФР в г.Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.11.2015 N 510 Полецкому А.В. период военной службы в Советской Армии по призыву включен в страховой стаж. Период учебы ни в общий, ни в специальный стаж не засчитан (л.д. 11).
Согласно данным трудовой книжки Полецкого А.В. в период с 01.09.1969 по 20.06.1973 обучался в СПТУ N 45 г.Осинники по профессии электрослесарь подземный. После окончания обучения Полецкий А.В. был принят электрослесарем подземным в Шахту "Шушталепская". До призыва на военную службу истец работал на Шахте "Шушталепская" на должности электрослесаря подземного, 3 разряда, уволен в связи с призывом в Советскую Армию. В период с 28.11.1973 года по 28.11.1975 года проходил действительную военную службу в Советской Армии. По окончании военной службы 07.01.1976 года был принят горнорабочим подземным на Шахту "Шушталепская" (л.д.29-38)
Согласно военному билету (л.д.20-28), справке N Военного комиссариата Кемеровской области от 17.11.2015 (л.д.19) Полецкий А.В. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с 28.11.1973 по 28.11.1975.
Обучение истца в СПТУ N 45 г.Осинники с 01.09.1969 по 20.06.1973 подтверждается справками ГОУ СПО "Осинниковский политехнический техникум" (л.д.17), дипломом N (л.д.18).
Периоды работы истца после обучения, а также до и после службы в армии включены ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по п.п. 1 п. 11 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.50).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно учтено, что в спорные периоды действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, которое предусматривало включение спорных периодов в льготный стаж.
Разрешая спор и включая в специальный стаж работы указанные выше спорные периоды, суд обоснованно руководствовался указанной правовой позицией и исходил из того, что при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в спорные периоды.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов дела, что 17.11.2015 Полецкий А.В. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете доплаты к пенсии установленной в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", с зачетом в специальный стаж периода службы в Армии с 28.11.1973 по 28.11.1975 и периода обучения в СПТУ N 45 с 01.09.1969 по 20.06.1973 (л.д.49).
Решением УПФР в г. Осинники Кемеровской области N от 19.11.2015 истцу было отказано в перерасчете дополнительного социального обеспечения отдельным категориям работников организации угольной промышленности (л.д.14).
Согласно протоколу N 514 от 19.11.2015, перерасчет доплаты к пенсии производится в случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном заработке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере. Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, производится в порядке, предусмотренном Правилами от 11.07.2002 N 516. Постановлением Правительства ПФ от 11.07.2002 N 516, дан исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Период службы в данном перечне не поименован (л.д. 13).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.
В силу п. 2 ст. 4 названного выше закона в случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном заработке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере, производится перерасчет размера доплаты к пенсии.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения вышеназванного закона, а также вывода суда о включении спорных периодов обучения и службы в Советской армии в специальный стаж на соответствующих видах работ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", ответчик обязан произвести Полецкому А.В. перерасчёт дополнительного социального обеспечения с 01.02.2016.
Суд при разрешении спора правильно определили установилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Осиннике Кемеровской области в лице начальника Бобровской Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.