Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Ноздрачёвой Я.В.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Е.Ю.И. к администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе администрации Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от "дата", которым постановлено:
"Заявление Е.Ю.И. удовлетворить частично.
Обязать администрацию Орловского района Орловской области предоставить Е.Ю.И. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи два человека, общей площадью на двух человек не менее нормы предоставления, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, в границах Орловского района Орловской области, с учетом наличия права на дополнительную площадь.
В удовлетворении требований к администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного и дорожного хозяйства Орловской области, Департаменту финансов "адрес" отказать".
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Орловского района Орловской области Серёгина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения на жалобу Е.Ю.И. и её представителя С.М.О., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Е.Ю.И. обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она вместе со своим малолетним сыном Е.Д,И., "дата" года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". Е.Д,И. является " ... ", страдает " ... " Вышеуказанная квартира принадлежит на праве собственности её матери Ф.Н.В., в ней зарегистрированы " ... " человек, фактически проживают " ... " семьи. Истец, её сын Е.Д,И. и муж Е.И.Е. в собственности жилья не имеют.
Согласно постановлению администрации Платоновского сельского поселения от "дата" Е.Ю.И. и её сын Е.Д,И. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены в очередь на получение жилья с "дата".
По изложенным основаниям Е.Ю.И. просила суд обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек с учётом права на дополнительную жилую площадь.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Орловского района Орловской области Серёгин Д.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела. Семья Е. и ребенок " ... " Е.Д,И. в установленном порядке в качестве малоимущих признаны не были. Суд первой инстанции в отсутствие правовых оснований возложил на администрацию района обязанность по обеспечению жильём " ... ", не признанного малоимущим, что противоречит нормам Жилищного кодекса РФ. Ссылается на то, что обеспечение жильём " ... ", вставших на учёт после 01.01.2005 подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма - за счёт жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно п.п. 1,3 ч. 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела следует, что Е.Ю.И. и её малолетний ребенок Е.Д,И. зарегистрированы и проживают по адресу: "адрес"
Жилых помещений в собственности Е.Ю.И., её сын Е.Д,И. муж Е.И.Е. не имеют.
Квартира, расположенная по адресу: "адрес", площадью " ... " кв.м принадлежит на праве собственности Ф.Н.В., что следует из выписки похозяйственной книги N.
В указанной квартире помимо Е.Ю.И. и Е.Д,И. также проживают и зарегистрированы: Ф.Н.В., Ф.А.А., Ф.А.Н., Т.Г.В., Г.А.А., Б.А.И.
Сын истца Е.Ю.И. - Е.Д,И., "дата" является ребёнком " ... ", страдает " ... " при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и дающих право на дополнительную жилую площадь в силу Постановления Правительства РФ N от "дата". Указанные обстоятельства подтверждаются справкой " ... "
"дата" Е.Ю.И. и её сын Е.Д,И. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий постановлением администрации Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области и поставлены на учёт.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении иска Е.Ю.И. исходя из того, что она и её малолетний сын Е.Д,И. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а Е.Д,И. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения " ... " с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Указанное решение суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, так как в силу вышеприведенных правовых норм и установления судом тех обстоятельств, что Е.Ю.И. и Е.Д,И. "дата" были поставлены на учет граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, Е.Д,И. является ребёнком- " ... " и страдает " ... ", у органа местного самоуправления в силу требований ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению ребенку " ... " жилого помещения, поскольку последнее должно быть предоставлено за счет субъекта РФ, является несостоятельным, а потому основанием для отмены решения суда не является.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 указанного Закона)
Положениями Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями ЖК РФ (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеупомянутых норм ЖК РФ, обязанность по реализации жилищных прав граждан возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно ст. 1 Закона Орловской области от 24 февраля 2012 г. N 1322-03 "О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем в том числе: в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.
Порядок обеспечения жилым помещением инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 г., законодательством Орловской области не предусмотрен.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Следовательно, финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г. за счет субъектов РФ, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилые помещения гражданам, упомянутым в ст. 57 ЖК РФ,
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Поскольку Е.Ю.И. и Е.Д,И. были признаны в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении (ст. 51 ЖК РФ) и это право никем не оспорено, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению семье Е. жилого помещения на ответчика является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья Е. малоимущей не признавалась, нельзя признать обоснованным, поскольку статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ не связывает право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением.
Разрешая вопрос о реализации жилищных прав малолетнего Е.Д,И. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке, суд в полной мере учел требования, установленные в ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе, малолетний возраст Е.Д,И., в силу которого он не может проживать один.
В остальном, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также не могут являться основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку не содержит новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, которая была исследована судом и нашла свое верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орловского районного суда Орловской области от 16 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Орловского района Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.