Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей: Сафроновой Л.И. и Сорокина С.В.,
при секретаре Бабаскиной Ю.О.
рассмотрела в открытом в судебном заседании в помещении областного суда гражданское дело по исковому заявлению ГИН к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда города Орла от 17 марта 2016 года, которым постановлено:
"Исковое заявление ГИН к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.
Включить ГИН в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... ".1991 года по " ... ".1991 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с " ... "1991 года по " ... ".1993 года, в стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости в льготном исчислении, то есть год работы за год и шесть месяцев работы.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить ГИН досрочную пенсию с " ... ".2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области в пользу ГИН расходы по оплате госпошлины в сумме " ... " рублей".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности ПИВ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
ГИН обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ) в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала, что с 1989 года по настоящее время работает медицинской сестрой в учреждении здравоохранения.
" ... ".2015 истец обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении пенсии.
Однако ответчиком необоснованно отказано в назначении ей досрочной пенсии по старости по причине отсутствия 30-летнего специального стажа работы.
С учетом уточненных исковых требований просила суд обязать ответчика включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с " ... ".1991 по " ... "1991 и в отпуске по уходу за ребенком с " ... ".1991 по " ... ".1993 в льготном исчислении как год работы за 1 год и 6 месяцев, назначить пенсию со дня возникновения права на нее.
В судебном заседании представитель ответчика ПИВ возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Приводятся доводы о том, что согласно действующему законодательству периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ в календарном исчислении.
Ссылается, что суд необоснованно обязал ГУ - УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области производить выплату истице пенсии с " ... ".2015г., поскольку такое право у неё может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2, 3, 4 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст. 27 п. 1. п.п. 20 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" (ФЗ N 173-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Во исполнение подпункта 20 пункта 1 и пункта 2 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
До введения в действие указанного постановления досрочная трудовая пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно пункту 3 постановления N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды после 01 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно п.п. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Материалами дела установлено, что " ... ".2015 ГИН обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Письмом Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области от " ... ".2016 N " ... " ГИН было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж ответчиком в календарном исчислении были засчитаны периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам с " ... ".1991 по " ... "1991 и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с " ... ".1991 по " ... ".1993.
При разрешении спора судом установлено, что ГИН в период с " ... ".1989 по настоящее время осуществляет деятельность по охране здоровья населения в травматологическом отделении детской городской больницы (л.д.17-19).
" ... ".1991 у ГИН родился сын А, что подтверждается свидетельством о рождении.
Из справки N " ... " от " ... ".2015, выданной БУЗ ОО "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям КЗИ" усматривается, что ГИН работает в БУЗ ОО "Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям КЗИ", с " ... ".1989 находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с " ... ".1991 по " ... ".1992, до трех лет с " ... ".10.1992 по " ... ".1993 (л.д.20).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы, в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
В период нахождения истца в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с " ... ".1991 по " ... ".1993 действовал КЗоТ 1971 года.
Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР 1971 года дополнительный отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
С 06.10.1992 со дня вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ" от 25.09.1992г. N3543-1, период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в стаж работы для назначения пенсии на льготных условиях.
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Часть 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ N 5 от 22 мая 1996 года, утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 29 от 22 мая 1996 года, предусматривалось, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
На момент ухода ГИН в отпуск действовало Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей, согласно п. "б" ст.1 которого, работающим женщинам было предоставлено право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и трех лет, с сохранением непрерывного трудового стажа и стажа работы по специальности.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком ГИН начался " ... ".1991 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч, 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с " ... ".1991 года по " ... ".1993, подлежит включению в стаж работы истца., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, листок нетрудоспособности.
В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорные периоды подлежащими включению в стаж, как периоды временной нетрудоспособности, а суд приходит к выводу о включении спорных периодов в специальный стаж.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда о том, что период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с " ... ".1991 по " ... ".1991, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с " ... ".1991 по " ... ".1993 подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - как один год за один год и шесть месяцев.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что указанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж истицы в календарном исчислении, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 17 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.