Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Самохиной Л.М. и Морозовой Л.В.,
при секретаре Шишко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Пеговой Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 декабря 2015 года по гражданскому делу по иску Пеговой Г.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы, возложении обязанности назначить пенсию, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснение истца Пеговой Г.А. и ее представителя Маткиной Д.В. апелляционной жалобы поддержавших, представителя ответчика Хмельницкого А.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражавшего, оценив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
Пегова Г.А. обратилась в суд с указанным выше иском к ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге по тем основаниям, что (дата) она обратилась в ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях как медицинскому работнику.
Решением пенсионного органа от (дата) ей в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения было отказано, при этом в стаж не были включены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, и период работы в должности медсестры зубного кабинета, медсестры дежурной, медсестры санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" Общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон".
Не согласившись с указанным решением, считая, что действия Пенсионного фонда в г. Оренбурге не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают её права на пенсионное обеспечение, истец Пегова Г.А. просила суд:
признать частично незаконным решение Пенсионного фонда в г. Оренбурге от (дата) N
обязать ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности:
с (дата) - нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы;
с (дата). - нахождения в учебных отпусках;
с (дата). - период работы в должности медицинской сестры зубного кабинета, медицинской сестры дежурной, медицинской сестры санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" Общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон";
с (дата) - период работы в должности медицинской сестры санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" Общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон".
Обязать ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости с (дата)
Представитель истца Маткина Д.В. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика Хмельницкий А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 декабря 2015 года исковые требования Пеговой Г.А. частично удовлетворены, суд постановил:
признать решение начальника ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге N от (дата) об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы и иной деятельности: (дата). - нахождение на курсах повышения квалификации; (дата) - нахождения в учебных отпусках.
Обязать ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:
с (дата). - нахождение на курсах повышения квалификации;
с (дата). - нахождения в учебных отпусках.
В апелляционной жалобе истец Пегова Г.А. просит решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15.12.2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать решение начальника ГУ УПФ Российской Федерации в г. Оренбурге незаконным, обязать ГУ УПФ
Российской Федерации в г. Оренбурге включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы и иной деятельности: с (дата). - нахождение на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы; с (дата) нахождения в учебных отпусках; с (дата) по (дата). в должности медицинской сестры зубного кабинета, медицинской сестры дежурной, медицинской сестры санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" Общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон".
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 года N 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. В данных Правилах имеется исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат зачету в стаж помимо работы: периоды получения пособия во время временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ Российской Федерации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с
отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Для медицинских работников повышение квалификации является трудовой обязанностью, которая закреплена в должностной инструкции.
В соответствии с п. 21 Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 N 9148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы, в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В силу п. 5 ст. 68 КЗоТ РСФСР, ежегодные дополнительные отпуска предоставлялись, в том числе в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Статьями 17,19 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также предусмотрено, что лицам, успешно обучающимся в имеющих
государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формах, а также аспирантам и докторам по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработанной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам).
На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что (дата) Пегова Г.А., обратилась в Пенсионный фонд в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях как медицинскому работнику.
Решением начальника Пенсионного фонда от (дата) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, составила ***, при требуемом стаже 30 лет.
При этом пенсионным органом не приняты к зачету в специальный стаж истца:
периоды нахождения на курсах повышения квалификации,
периоды нахождения в учебном отпуске, а также периоды ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков,
периоды работы медицинской сестрой зубного кабинета медицинской сестры дежурной, медицинской сестры санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" Общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" (дата)., поскольку в наименовании организации содержится лишь указание на организационно-правовую форму, но отсутствует вид учреждения, предусмотренного разделом "Наименование учреждений" Списка.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции с учетом вышеприведенных норм права, обоснованно пришел к выводу, о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: (дата) - нахождение на курсах повышения квалификации; с (дата) - нахождения в учебных отпусках.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, довод апелляционный в данной части подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции данные периоды были включены в стаж дающий право на назначение трудовой пенсии.
Разрешая требования истца о включении в стаж периодов работы медицинской сестрой зубного кабинета, медицинской сестрой дежурной, медицинской сестрой санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия "Самородово" общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" (дата)., суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно справке от (дата) N выданной ООО по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон", Пегова Г.А. работает в санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия "Самородово" ООО по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" (дата). в должности медицинской сестры (зубного кабинета) на *** ставку, с (дата) в должности медицинской сестры (дежурной) на *** ставку, с (дата) по настоящее время в должности медицинской сестры, на *** ставку.
Из Положения о санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия "Самородово", (утв. Генеральным директором ООО "Озон" 17.12.2003 г.) следует, что санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия "Самородово" является лечебно-профилактическим учреждением, расположенным в курортной местности, и предназначенным для организации оздоровления, лечения, отдыха и медицинской реабилитации детей, осуществляющим образовательную деятельность, с использованием природных и лечебно-оздоровительных факторов. Санаторный лагерь является структурным подразделением ООО "Озон".
Согласно п. 3.1 устава общества с ограниченной ответственностью по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "ОЗОН" (утв. собранием Учредителей, протокол N 108 от 29.08.2014г.), одной из основных целей деятельности Общества является получение прибыли.
Представленными доказательствами не подтверждается занятость истца Пеговой Г.А. в учреждениях здравоохранения. Кроме того, наименование структурного подразделения "санаторный оздоровительный лагерь", не предусмотрено в числе структурных подразделений, поименованных в п.6 Правил N781 от 29.10.2002г.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы медицинской сестрой зубного кабинета, медицинской сестрой дежурной, медицинской сестрой санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия
"Самородово" ООО по оздоровлению, организации отдыха и услуг в области культуры и спорта "Озон" с (дата)
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Пеговой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.