Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Федотовой Л.Б.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шипиловой М.Н. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержке населения" о признании действий и отказа в назначении выплаты незаконными
по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержке населения"
на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 1 февраля 2016 года
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф.,
установила:
Шипилова Н.М. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что в *** году она была направлена ***. В *** году в условиях боевых действий получила ранение, в результате чего является *** Согласно решению Центрального районного суда г.Оренбурга от (дата) за ней признано право на меры социальной поддержки, представляемые инвалидам войны в соответствии со статьей 14 ФЗ "О ветеранах". В ***, получив удостоверение инвалида войны, она обратилась в Государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержке населения" по вопросу назначения и выплаты ежемесячной материальной помощи. Согласно ответу от (дата) N ей отказано в данной выплате, так как такое право имеют только военнослужащие. Однако, согласно решению Ленинского районного суда г.Оренбурга от (дата) она признана "работником Министерства обороны СССР, направленным в другие государства и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах". На основании архивных справок Минобороны суд установилфакт участия ее в боевых действиях, где согласно приказу командира она была зачислена в списки личного состава войсковой части. Была устранена ошибка, и только в апреле *** ей выдано другое удостоверение "Ветерана боевых действий" N Центральным округом Минобороны, где установлены иные права и льготы. В настоящее время она относится к ветеранам боевых действий первой категории вместе с военнослужащими по льготам.
Просила суд признать отказ в назначении ежемесячной материальной помощи как инвалиду войны *** в результате выполнения служебных обязанностей в *** и действия ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" неправомерными, ущемляющими и нарушающими ее права на реализацию мер социальной поддержки.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 1 февраля 2016 года удовлетворены административные исковые требования Шипиловой М.Н. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании действий и отказа в назначении выплаты незаконными.
Суд решил:признать действия Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", выразившиеся в отказе Шипиловой М.Н. в назначении ежемесячной материальной помощи лицам, ставшими инвалидами I или II группы в результате выполнения воинских и служебных обязанностей в Республике Афганистан, Чеченской Республике и других территориях СНГ, незаконными. Признать отказ Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в назначении Шипиловой М.Н. ежемесячной материальной помощи как лицу, ставшему *** в результате выполнения воинских и служебных обязанностей в (адрес), незаконным.
Административный ответчик не согласился с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права при разрешении спора.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" по доверенности Калиев А.К. поддержал апелляционную жалобу с учётом дополнений, просил решение суда отменить, в удовлетворении требований Шипиловой М.Н. отказать.
Шипилова М.Н., представитель Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика Калиева А.К., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено, что (дата) Шипилова М.Н. обратилась в филиал Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Ленинском районе г.Оренбурга с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению "Ежемесячная материальная помощь лицам, ставшим инвалидами I или II группы в результате выполнения воинских и служебных обязанностей в Республике Афганистан, Чеченской Республике и других территориях СНГ". К заявлению приложила копии документов: паспорт гражданина Российской Федерации, справку медико-социальной экспертизы, решение Центрального районного суда г.Оренбурга от (дата).
(дата) Шипиловой М.Н. филиалом Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Ленинском районе г.Оренбурга в назначении ежемесячной материальной помощи отказано, поскольку согласно представленной Шипиловой М.Н. справке *** от (дата) *** Тогда как, пунктом 4 Порядка предусмотрено предоставление справки службы медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности, связанной с выполнением воинских и служебных обязанностей. Также пунктом 4 Порядка предусмотрено предоставление справки военного комиссариата либо органа внутренних дел, соответствующего органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации о прохождении военной службы (службы) в Республике Афганистан, Чеченской Республике и территориях СНГ.
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга от (дата), вступившим в законную силу (дата), исковые требования Шипиловой М.Н. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на меры социальной поддержки удовлетворены. Суд решил:признать Шипилову М.Н. *** в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "О ветеранах". Признать за Шипиловой М.Н. право на меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".
В решении суда также указано, что установление причины инвалидности с формулировкой "военная травма" возможно в отношении только военнослужащих. Вместе с тем, положений, требующих установления причины инвалидности с формулировкой "военная травма" для граждан, упомянутых в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", в целях отнесения их к инвалидам войны и предоставления соответствующих льгот этот Федеральный закон не содержит.
Руководствуясь пунктом 16 Административного регламента предоставления государственной услуги - "Назначение и выплата ежемесячной материальной помощи лицам, ставшим инвалидами I или II группы в результате выполнения воинских и служебных обязанностей в Республике Афганистан, Чеченской Республике и других территориях СНГ" утвержденного Приказом Министерства социального развития Оренбургской области от 01 августа 2014 года N295, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Шипиловой М.Н. в материальной помощи, поскольку ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" не указало Шипиловой М.Н. на недостатки поданного ею пакета документов и необходимость предоставления дополнительных документов, необходимых для назначения выплаты.
Кроме того, суд указал, что установление причины инвалидности с формулировкой "военная травма" возможно в отношении только военнослужащих, а положений, требующих установления причины инвалидности с формулировкой "военная травма" для граждан, упомянутых в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", в целях отнесения их к инвалидам войны и предоставления соответствующих льгот этот Федеральный закон не содержит.
Учитывая, что гражданские права и обязанности согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают, в том числе из актов государственных органов, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов органов государственной власти, должностных лиц и являющихся основаниями их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Поскольку Шипилова М.Н. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа в представлении ей социальной помощи в виде денежных выплат, эти требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства как спор, возникающий из социальных правоотношений.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права, производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 1 февраля 2016 года отменить,
производство по административному делу по административному исковому заявлению Шипиловой М.Н. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержке населения" о признании действий и отказа в назначении выплаты незаконными - прекратить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.