Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Чернеге И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Безгодова Л.П. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2016 г., которым постановлено:
"В иске Безгодову Л.П. к Администрации г. Тюмени о признании за ним права пользования жилым помещением комнатой " ... " " ... " г.Тюмени, обязании Администрации города Тюмени заключить договор социального найма на комнату " ... " " ... " г.Тюмени, о признании Ивашкина Н.А. утратившим право пользования жилым помещением - комнатой " ... " в " ... " г.Тюмени, об обязании УФМС России по Тюменской области в Центральном АО г.Тюмени снять Ивашкина Н.А. с регистрационного учета по указанному адресу, отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения Безгодова Л.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" - Менщиковой Л.А., действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Безгодов Л.П. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени, Ивашкину Н.А., Управлению Федеральной миграционной службы по Тюменской области (далее по тексту - УФМС России по Тюменской области), просил признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Тюмень, " ... " " ... ", возложить на Департамент имущественных отношений Администрации г. Тюмени обязанность заключить договор социального найма в отношении данного помещения, признать Ивашкина Н.А. утратившим право пользования указанным помещением и снять его с регистрационного учета.
Требования были мотивированы тем, что истец вселился в упомянутое жилое помещение на основании решения совместного заседания администрации и профсоюзного комитета Тюменского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" (далее по тексту ТМУП "УК по ЖКХ "Север") от 15 января 2004 г., проживает в данном помещении, исполняет обязанность по его содержанию и оплате жилищно-коммунальных услуг. Иного жилья Безгодов Л.П. не имеет, мер к его выселению Администрацией г. Тюмени не принималось. Ранее в помещении проживал Ивашкин Н.А., который в августе 2002 года выехал на другое место жительства.
В судебном заседании истец Безгодов Л.П. и его представитель Скребнева Л.А., действовавшая на основании доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено судом в его отсутствие. В материалы дела данным ответчиком был представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором его представитель просил суд отказать в иске, ссылаясь на отсутствие у ТМУП "УК по ЖКХ "Север" полномочий по предоставлению истцу жилого помещения муниципального жилищного фонда. Поскольку вселение истца было осуществлено без соблюдения установленного порядка, оснований для удовлетворения его исковых требований нет.
Ответчик Ивашкин Н.А., представители ответчиков УФМС России по Тюменской области и муниципального казенного учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее по тексту - МКУ "ТГИК"), привлеченного судом к участию в деле, представитель третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО "Север", привлеченного судом к участию в деле (л.д. 2), в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Безгодов Л.П., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что спорное помещение было предоставлено ему в связи с трудовыми отношениями и возможные нарушения, допущенные работниками ТМУП "УК по ЖКХ "Север" при оформлении передачи помещения в пользование не должны влиять на его права в отношении занимаемой комнаты. Обращает внимание на то, что вопрос о балансодержателе спорного помещения не выяснялся в судебном заседании, вследствие чего вывод суда об отсутствии у ТМУП "УК по ЖКХ "Север" соответствующих полномочий является необоснованным. Ссылается на то, что умышленных нарушений порядка вселения в квартиру он не допустил.
В возражениях относительно апелляционной жалобы ответчик МКУ "ТГИК" просит оставить решение суда без изменения, жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из дела, комната " ... " в коммунальной квартире " ... " в городе Тюмени с 1995 года включена в реестр муниципальной собственности г. Тюмени (л.д. 24). Согласно сведениям ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" до проведенной в 2007 году инвентаризации данное жилое помещение значилось как комната " ... " (л.д. 21).
Истец Безгодов Л.П. в январе 2004 года вселился в указанное помещение и зарегистрировался по его адресу по месту жительства (л.д. 10), в настоящее время он продолжает проживать в помещении, оплачивая жилищно-коммунальные услуги (л.д. 11). До вселения истца в комнату по ее адресу был зарегистрирован ответчик Ивашкин Н.А., который продолжает состоять на регистрационном учете по настоящее время (л.д. 10).
Заявив иск, Безгодов Л.П. ссылался на возникновение у него права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
В целях подтверждения основания вселения в жилое помещение и, как следствие, приобретения права пользовании им истцом в материалы дела была представлена только выписка из протокола совместного заседания администрации и профсоюзного комитета ТМУП "УК по ЖКХ "Север" от 15 января 2004 г., содержащая сведения о принятии решения о предоставлении комнаты " ... " в общежитии по адресу: г. Тюмень, " ... " Безгодову Л.П. (л.д. 9).
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса РСФСР, статьями 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения истца в комнату " ... " в городе Тюмени, жилые помещения предоставлялись гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки.
Жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов (статья 42 Жилищного кодекса РСФСР).
Жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения (статья 43 Жилищного кодекса РСФСР).
Статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
С 01 марта 2005 г. предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев, предусматривающих предоставление жилья вне очереди.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма (части 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено материалами дела, на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений истец Безгодов Л.Г. никогда не состоял, что он признал в суде апелляционной инстанции, ордер на вселение в спорное жилое помещение ему не выдавался, решение о предоставлении Безгодову Л.Г. жилого помещения исполнительным комитетом Совета народных депутатов не принималось. Сведений о том, что дом по упомянутому выше адресу относился к какому-либо ведомственному жилищному фонду, в связи с чем, жилые помещения в нем могли распределяться в порядке, предусмотренном статьей 43 Жилищного кодекса РСФСР, в деле нет. Данных о предоставлении Безгодову Л.Г. спорного жилого помещения в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, материалы дела не содержат и на такое обстоятельство истец не ссылался.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц ... (пункт 2).
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2).
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2). Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3).
Правовое положение ТМУП "УК по ЖКХ "Север", права и обязанности собственника его имущества были определены также Федеральным законом N 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно статье 2 данного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1). В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также - государственное предприятие), муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также - казенное предприятие).
Исходя из положений данной статьи, статей 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в их редакции, действовавшей в 2004 году, и учитывая имеющиеся в деле данные о статусе ТМУП "УК по ЖКХ "Север", данное муниципальное предприятие могло владеть муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения.
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежало на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1).
По материалам дела, единственным правообладателем жилого дома по адресу: г. Тюмень, " ... ", где расположено спорное жилое помещение, с момента его принятия в муниципальную собственность являлось МКУ "ТГИК" (л.д. 24).
Доказательств принятия собственником упомянутого дома решения о закреплении дома либо его отдельных жилых помещений за ТМУП "УК по ЖКХ "Север", передачи дома или жилых помещений в нем данному предприятию, наделения предприятия полномочиями по распределению муниципальных жилых помещений и их предоставлению гражданам, в том числе на условиях социального найма, без согласия на то собственника помещений, в деле не представлено.
При этом, в деле имеется письменное обращение ТМУП "УК по ЖКХ "Север" от 04 марта 2005 г. к Администрации г. Тюмени о включении комнаты " ... " указанного дома в число служебных для Безгодова Л.Г. (л.д. 49). Данное обращение, также как и вышеприведенное решение от 15 января 2004 г., свидетельствует лишь о намерении ТМУП "УК по ЖКХ "Север" предоставить истцу жилое помещение для временного проживания на период трудовых отношений. Ответ Администрации г. Тюмени на данное обращение отсутствует.
Разрешая спор и отказывая Безгодову Л.П. в требовании о признании права пользования занимаемым помещением на условиях социального найма, суд пришел к выводу о том, что истец вселился в указанное им в иске помещение без законных оснований, поскольку предоставившее ему данное помещение предприятие полномочий на его распределение и предоставление истцу не имело. Поскольку отказ в признании за истцом права пользования жилым помещением означал отсутствие у него субъективного права требовать признания других лиц утратившими право пользования им, исковые требования о признании Ивашкина Н.А. утратившим право пользования спорной комнатой и снятии его с регистрационного учета из нее были также отклонены судом.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.
Возникновение у Безгодова Л.П. права пользования указанным в иске жилым помещением на условиях социального найма материалами дела не подтверждено.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что истец не должен претерпевать негативные последствия в связи с ненадлежащим проведением работниками ТМУП "УК по ЖКХ "Север" процедуры предоставления в его пользование жилого помещения подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку в рассматриваемом случае имели место не отдельные нарушения порядка предоставления жилого помещения гражданину, а самовольное распоряжение неуполномоченным лицом муниципальной собственностью, которое не может порождать у вселенного в жилое помещение гражданина право бессрочного пользования помещением на условиях договора социального найма.
Повода для сомнений относительно того, что ТМУП "УК по ЖКХ "Север" не передавались полномочия по предоставлению гражданам муниципальных жилых помещений, учитывая подтверждение данного факта собственником помещения, у суда не имелось, вследствие чего соответствующий довод жалобы подлежит отклонению.
Отсутствие у истца другого жилья и отсутствие с его стороны недобросовестности при вселении в квартиру не имеют правового значения для рассматриваемого дела, поскольку закон не связывал и не связывает с упомянутыми обстоятельствами возникновение у гражданина права пользования на условиях социального найма жилым помещением муниципального жилищного фонда.
Так как иных заслуживающих внимания доводов в апелляционной жалобе не приведено, удовлетворению она не подлежит.
Судебная коллегия считает, что судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, представленным в деле доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 16 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Безгодова Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Федеральный судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.