Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Баутдинова М.Т., Сат Л.Б.,
при секретаре Сумба Ч.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Баутдинова М.Т. гражданское дело по иску А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва о признании права на получение пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочно трудовой пенсии по апелляционной жалобе представителя ответчика С.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва (далее - УПФР в г. Кызыле) о признании права на получение пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочно трудовой пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что 03 марта 2015 года он обратился в УПФР в г. Кызыле с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости. Решением N ** от 03 июня 2015 года ему было отказано в назначении пенсии. Исходя из решения, на дату обращения у него имеется специальный стаж ** лет ** месяцев ** дня. Считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку приведённый в решении расчёт выработанного им трудового стажа ошибочен и не позволяет ему реализовать право на назначение досрочно страховой пенсии.
В специальный стаж засчитаны в календарном исчислении следующие периоды: с 01 августа 1994 года по 31 июля 1995 года (период работы **), с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года (за исключением периодов обучения на курсах повышения квалификации) в должности **, так как наименование должности не предусмотрено списком от 29 октября 2002 года.
В специальный стаж засчитан в льготном исчислении **) период с 01 августа 1995 года по 28 декабря 2008 года - работа в должности **.
Из выданного решения N ** от 03 июня 2015 года следует, что в специальный стаж не засчитаны ** дней - периоды обучения на курсах повышения квалификации: **, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы ** дня: **.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд России, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Пребывание на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, следовательно, исчисление стажа в этот период времени необходимо производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В общий стаж не вошёл период службы в рядах Советской армии с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 год ( **).
Также полагает произведённый расчёт неверным, поскольку в него не были включены в льготном исчислении периоды работы ** на должности **. Данный период работы был засчитан в общий стаж, поскольку позиция Пенсионного фонда сводится к тому, что должность ** не предусмотрена Списком должностей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, а также потому, что ** проходят обучение, осуществляют функции под руководством врача-специалиста и не являются врачами-специалистами.
В льготный стаж не засчитан период работы в должности ** с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года, тогда как Пенсионному фонду были представлены приказы о назначении на должность ** с совмещением обязанностей **, о совмещении ** ставки по должности **, о дежурстве по должности дежурного **, приказы об изменении режима работы, приказы о ночных дежурствах и дежурствах в выходные и праздничные дни в отделе **. В разделе "Наименование должностей" Списка предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), а также их заместители, осуществляющие врачебную деятельность. В разделе "Наименование учреждений" под пунктом 22 указано **. Таким образом, по отношению к врачам-руководителям, как и к их заместителям вопрос об оценке пенсионных прав регулируется специальной нормой, предоставляющей им право на досрочное назначение пенсии по старости при выработке 30-летнего стажа и при условии одновременного занятия врачебной деятельностью. При этом законодатель не оговаривает её объем, интенсивность, закрепляя единственное требование о выработке нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей. При таких обстоятельствах, считает, что период работы с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года должен исчисляться исходя из того, что **.
Считает, что им выработан необходимый стаж для назначения досрочно страховой пенсии **, а именно ** (период службы в рядах Советской армии с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 года) + ** (период работы врачом-интерном) + ** с 01 августа 1995 года по 28 декабря 2008 года работа в должности **) + ** с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года (работа в должности ** - ** дня **) без сохранения заработка) ( **) итого ( **) льготный стаж **) + **. Просит суд признать право на получение пенсии по старости, обязать ответчика - УПФР в г. Кызыле включить в специальный стаж период службы в рядах Советской армии с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 года ** в календарном исчислении, а также периоды работы с 01 августа 1995 года по 02 марта 2015 года в льготном исчислении, без учета периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, восстановить нарушенное право на досрочное назначение страховой пенсии по старости путём назначения пенсии с момента обращения, т.е. 02 марта 2015 года.
Решением суда иск удовлетворён частично. Суд обязал ГУ УПФР в г. Кызыле РТ включить А.В. в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы в должности врача-интерна, заместителя начальника по экспертной работе в ГБУЗ РТ "БСМЭ"; зачесть в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации; назначить А.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 03 марта 2015 года.
В апелляционной жалобе представителя УПФР в городе Кызыле Республики Тыва С.А. содержится просьба об отмене вышеуказанного решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж в льготном исчислении периода работы в должности заместителя начальника по экспертной работе, поскольку судом первой инстанции не учтено, что в периоды работы в данной должности истец осуществлял вскрытия трупов в порядке совместительства, что не даёт право на досрочное назначение пенсии трудовой пенсии по старости. Кроме того, решение УПФР в г. Кызыле РТ об отказе в назначении А.В. страховой пенсии не отменено.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (введён Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Как следует из материалов дела, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением УПФР в городе Кызыле Республики Тыва от 03 июня 2015 года N ** А.В. отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения у него не имелось специального трудового стажа в ** лет, так как специальный стаж составляет **.
Из представленной суду копии трудовой книжки от 01 августа 1994 года, серии **, выданной А.В., следует, что с 01 августа 1994 года по 01 августа 1995 года на основании приказа Минздрава РТ N195 от 28 июля 1994 года он был принят на должность ** для прохождения интернатуры по **, с 01 августа 1995 года по 29 декабря 2008 года работал в качестве **, с 29 декабря 2008 года по 12 марта 2009 года в качестве **, с 12 марта 2009 года переведён ** с совмещением обязанностей врача **, в данной должности работает по настоящее время.
Кроме того, на основании приказов работодателя ** А.В. направлялся на курсы повышения квалификации, с сохранением заработной платы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что А.В. за период с 01 августа 1994 года по 02 марта 2015 года непосредственно работал с трупным материалом, проводил исследование трупов, а с учётом характера и специфики условий осуществляемой работы, направлений деятельности учреждения замещал должности, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия с приведёнными выводами согласна, поскольку они основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
На основании пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В оспариваемые периоды действовали утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В разделе "Наименование должностей" данного списка включены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), а также их заместители, осуществляющие врачебную деятельность, в разделе "Наименование учреждений" под пунктом 22 указано бюро судебно-медицинской экспертизы.
Таким образом, по отношению к врачам-руководителям, как и их заместителям вопрос об оценке пенсионных прав регулируется специальной нормой, предоставляющей им право на досрочное назначение пенсии по старости при выработке 30-летнего специального стажа и при условии одновременного занятия врачебной деятельностью. При этом законодатель не оговаривает её объем, интенсивность, закрепляя единственное требование о выработке нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.
Согласно подпункту "б" пункта 5 названных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в пункте 4 названы врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, проводящие вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, предназначенных для судебно-гистологического, судебно-медицинского исследования трупов.
Указанный Перечень, конкретизируя на основе Правил случаи льготного исчисления специального стажа, также не содержит применительно к врачам-руководителям исключения из правила о необходимости выработки нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.
Аналогичное правовое регулирование следует из Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Как усматривается из доказательств по делу, в том числе представленных дополнительно в суд апелляционной инстанции и приобщённых к материалам дела, и не отрицается ответчиком, в период работы в должности заместителя начальника по экспертной работе в ГБУЗ РТ БСМЭ (с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года), и по совместительству на 0,25 ставки врача - судебно-медицинского эксперта, истец регулярно выполнял работу в должности врача - судебно-медицинского эксперта и проводил в этой связи вскрытия, исследования, обработку трупов и трупного материала.
При таких данных, учитывая тот факт, что работа в должности ** осуществлялась истцом в режиме нормальной продолжительности рабочего дня, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для включения этих периодов в стаж специальной (медицинской) деятельности истца с применением к ним льготного исчисления - как один год шесть месяцев за один год работы.
Исходя из изложенного, решение суда по делу в части разрешения иска о зачёте в специальный стаж А.В. периодов его работы с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года в должности ** (на ** ставки по совместительству) подлежит оставлению без изменения
Исходя из вышеприведённых мотивов, судебной коллегией отклоняются, как основанные на произвольном истолковании норм материального права, доводы ответчика, содержащиеся в апелляционной жалобе, о том, что по периоду работы истца в указанной должности с 29 декабря 2008 года по 02 марта 2015 года на ** ставки (по совместительству) в должности врача - судебно-медицинского эксперта отделения экспертизы трупов не соблюдалось требование о необходимом режиме полной или сокращенной продолжительности рабочего времени.
Такая позиция ответчиком обоснована ссылкой на пункт 4 приведённых Правил, согласно которому в случае осуществления работы в нескольких названных в Списке должностях или учреждениях в течение неполного рабочего времени период её выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Из смысла данного пункта Правил следует, что им регулируются вопросы зачёта в стаж лечебной деятельности периодов работы в отношении лиц, занятых в течение неполного рабочего времени и совмещающих несколько должностей.
Между тем, в рассматриваемом по делу случае оценка пенсионных прав истца, как уже отмечалось ранее, регулируется специальной нормой по отношению к врачам-руководителям (их заместителям), предоставляющей им право на досрочное назначение пенсии по старости при выработке 30-летнего специального стажа и при условии одновременного занятия ими врачебной деятельностью. Законодатель, не оговаривая объем и интенсивность данной врачебной деятельности, закрепляет лишь требование о выработке нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.
Поскольку с учётом зачтенных периодов необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа у истца достаточно, то вывод суда первой инстанции о наличии оснований для назначения досрочной трудовой пенсии с момента его обращения за назначением пенсии, то есть с 03 марта 2015 года, судебная коллегия находит правильным.
В силу общего правила по части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 этой же статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального, процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
Для соблюдения законности и в целях защиты оспариваемых прав А.В ... на пенсионное обеспечение судебная коллегия полагает необходимым проверить решение суда по делу в полном объёме.
Из материалов дела видно, что решением ответчика от 03 июня 2015 года N ** А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в том числе в связи невключением в специальный стаж истца периода прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 год сроком **.
Разрешая спор по делу, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что период военной службы истца не подлежит включению в стаж его работы по специальности, поскольку действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периода военной службы по призыву, а положения, предусматривающие обратное, утратили силу.
С подобными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.
Так, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной, в частности, в его Постановлениях от 15 июня 1998 года N 18-П и от 29 января 2004 года N 2-П, в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, а также из разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" (пункт 14), при разрешении споров об установлении, выплате досрочной трудовой пенсии по старости гражданам в целях недопущения ухудшения условий реализации ими права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования независимо от полной или частичной выработки общего либо специального трудового стажа, соответствующий стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, может исчисляться по законодательству, действовавшему на период выполнения соответствующих работ, иной общественно полезной деятельности, позволявшему засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Вопрос о включении в стаж профессиональной (педагогической, лечебной) деятельности, предоставляющей право на досрочную трудовую пенсии по старости, периодов прохождения гражданами военной службы в рядах Советской армии был регламентирован ранее на основе Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В силу подпункта "г" пункта 1 вышеуказанного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Действующим после этой даты пенсионным законодательством Российской Федерации, в том числе введенным в действие с 01 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как и Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Правилами исчисления этих периодов, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781, включение периода военной службы в профессиональный стаж в целях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и педагогической деятельности не предусматривается.
Между тем, Положение 1959 года, утратившее силу с 01 октября 1993 года, на заявленный период (с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 год) распространяло действие, в связи с чем данный период прохождения истцом военной службы подлежал включению (в календарном исчислении) в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Поскольку 20 лет профессиональной деятельности истцом были выработаны на момент обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, соответственно, препятствий для включения в специальный стаж периода военной службы не имеется.
Таким образом, в этой части решение суда по делу не соответствует обстоятельствам дела, противоречит нормам материального закона, в силу чего подлежит изменению.
Вопреки требованиям ст. 198 ГПК РФ, определяющей, что резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, этих сведений не содержится ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях обжалуемого решения.
Истец при обращении в суд иском оплатил государственную пошлину в размере ** руб.
С учётом положений ст. 98 ГПК РФ, ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ, поскольку решение суда состоялось в пользу истца, с ответчика подлежит взысканию непосредственно в пользу истца 300 руб. в счёт возмещения его расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 28 декабря 2015 года изменить, дополнив его резолютивную часть абзацами следующего содержания:
"Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кызыле Республики Тыва включить А.В. в специальный стаж в календарном исчислении период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 30 июня 1988 года по 18 сентября 1989 года.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Кызыле Республики Тыва в пользу А.В. в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины ** рублей".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 мая 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.