Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Сат Л.Б., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению В. к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения, признании права собственности на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации по апелляционной жалобе представителя истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
В. обратился в суд с иском (с учетом уточненных исковых требований) к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор найма жилого помещения, признании права собственности на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации. В обоснование иска указал на то, что истец зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу: ** которая предоставлена ему МВД России по Республике Тыва. Истец вселен в данное жилое помещение на законных основаниях, проживает постоянно, содержит в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные платежи, иного жилого помещения он не имеет. Указанная квартира является собственностью Российской Федерации с 08 июня 2010 года, закреплена за МВД РФ по Республике Тыва на праве оперативного управления с 30 октября 2009 года. При предоставлении жилого помещения истцу не был соблюден предусмотренный ЖК РСФСР порядок предоставления жилого помещения, не был выдан ордер или иной документ на вселение в жилое помещение. Данные нарушения произошли не по вине истца и не свидетельствуют о самовольности его вселения в спорное жилое помещение. Истец приобрел право пользования жилым помещением на законных основаниях на условиях договора социального найма и является нанимателем жилого помещения. При обращении истца в МВД по Республике Тыва ему отказали в заключении найма жилого помещения. Сведения о присвоении статуса служебного жилого помещения и отнесении квартиры к специализированному жилищному фонду отсутствуют. Исходя из того, что на момент заселения и регистрации истцу не был выдан ордер, данная квартира не была включена в перечень специализированного фонда в установленном законом порядке, следует вывод о том, что спорная квартира не могла быть распределена истцу в качестве служебного жилья в соответствии с требованиями ст. 101 ЖК РСФСР, поэтому к правоотношениям сторон должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. То обстоятельство, что спорная квартира включена в государственный жилищный фонд Республики Тыва и находится в ведении МВД по Республике Тыва, само по себе не свидетельствует о том, что данное помещение автоматически включено в специализированный жилищный фонд и имеет статус служебного жилого помещения. На момент предоставления жилья и до 23 сентября 2009 года истец состоял в трудовых отношениях с МВД по Республике Тыва, ранее действовавшие нормы предусматривали предоставление жилья. Поскольку к правоотношениям сторон подлежат применению нормы о договоре социального найма, так как спорная квартира относится к ведомственному жилищному фонду социального использования, то истец имеет право на приватизацию данной квартиры на общих основаниях. Просит суд признать за истцом право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, обязать ответчика заключить с истцом договор найма жилого помещения, признать за истцом право на получение указанного жилого помещения в собственность бесплатно, взыскать с ответчика расходы на услуги представителя в размере 10 000 рублей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований В. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель истца С. подала апелляционную жалобу, просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приведены те же доводы, которые изложены в иске. Кроме того, указано о том, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 25 декабря 2014 года по делу по иску МВД по Республике Тыва к В. об истребовании из чужого незаконного владения спорной квартиры установлено, что между сторонами имеются жилищные правоотношения, ответчик вселился на законных основаниях, жилье ему было предоставлено в связи с прохождением службы в органах внутренних дел.
В заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель С. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика О. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Также не явился представитель третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Тыва, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются на условиях найма, то есть в бессрочное пользование гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является ордер, который выдается гражданину исполнительным комитетом Совета народных депутатов на основании решения о предоставлении жилого помещения (ст. 47 ЖК РСФСР).
В силу положений ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер (ст. 51 ЖК РСФСР).
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. (ст. 106 ЖК РСФСР).
В силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, которое является основанием для заключения соответствующего договора.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 (в редакции от 16 октября 2012 года) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, приказом МВД по Республике Тыва от 05 сентября 2002 года N служебное помещение по адресу: ** с баланса ОПО МВД по РТ передано на баланс центральной бухгалтерии по акту приемки-передачи основных средств.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N за МВД по Республике Тыва закреплено на праве оперативного управления государственное имущество, в том числе спорная квартира.
Из выписки из ЕГРП от 22 июля 2014 года следует, что собственником спорной квартиры является Российская Федерация, правообладателем - МВД по Республике Тыва на праве оперативного управления.
Истец В. работал в органах внутренних дел Республики Тыва, приказом МВД по Республике Тыва от 23 сентября 2009 года N уволен по п. "Е" ст. 19 Закона РФ "О милиции" в связи с сокращением штатов.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N, ** В ... отказано в постановке на жилищный учет, так как в соответствии с действующим Жилищным кодексом РФ постановка на жилищный учет в МВД по Республике Тыва с 01 марта 2005 года не осуществляется.
Из паспорта В. следует, что он зарегистрирован 23 апреля 2003 года в **.
Вместе с тем, из сообщения Отдела ОФМС России по Республике Тыва от 10 марта 2015 года следует, что факт регистрации В. по адресу: ** не представляется возможным подтвердить, так как по поквартирной карточке указанного дома и сведениям ОАСР ОФМС России по Республике Тыва данный гражданин зарегистрированным, снятым с регистрационного учета не значится.
Суд первой инстанции, исходя из того, что спорное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и оперативном управлении МВД по Республике Тыва, в установленном законом порядке истцу не предоставлялось, ответчиком решение о предоставлении жилья не принималось, ордер, который на момент возникновения спорных правоотношений являлся единственным основанием для вселения в жилье, В. не выдавался, на момент вселения он не был признан нуждающимся в жилом помещении и на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в МВД по Республике Тыва, органах местного самоуправления не состоял, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия согласна с таким выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы жалобы о том, что ранее решением суда апелляционной инстанции установлены наличие между сторонами жилищных правоотношений, предоставление жилья ответчику в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в данном случае правового значения не имеют и не могут приняты во внимание по тем же вышеуказанным основаниям, по которым иск оставлен без удовлетворения.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны тем доводам, изложенным в иске и приводившимся истцом в судебном заседании, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, они по существу сводятся к переоценке выводов суда и не ставят под сомнение правильность постановленного решения.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, установилвсе обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.