судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Тельных Г.А. и Берман Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по частной жалобе заявителя Болотова П.М. на определение Левобережного районного суда г.Липецка от 11 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Амбурцевой Т.Д., действующей в интересах Болотова П.М. о признании незаконными решений Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г.Липецка об отказе в назначении его опекуном и назначении опекуном ФИО9 возвратить заявителю со всеми приложенными документами".
Заслушав доклад судьи
Тельных Г.А., судебная коллегия
установила:
Болотова П.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решений Управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации г.Липецка об отказе в назначении его опекуном жены ФИО8 и назначении опекуном ФИО9
Определением судьи от 28.03.2016 года заявление было оставлено без движения с указанием на то, что оно подано без соблюдения требований статьи 220 КАС РФ, заявителю был предоставлен срок до 08.04.2016 года для устранения отмеченных в определении недостатков.
Определением от 11.04.2016 года судья возвратил заявление в связи с невыполнением указаний, изложенных в определении от 28.03.2016 года.
В частной жалобе Болотов П.М. просит отменить определение судьи, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм процессуального права.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
В силу ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
Согласно ст. 130 КАС РФ
1. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
2. Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.
Как следует из представленного материала, определением судьи от 28.03.2016 года заявление Болотова П.М. оставлено без движения в связи с нарушением требований статей 125, 220 КАС РФ: в заявлении не указано наименование, номер, дата принятия оспариваемых решений; сведения о невозможности приложения к заявлению оспариваемых решений и соответствующие ходатайства ; сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решениями; нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решения; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении ( если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения).
Возвращая жалобу, судья исходил из того, что недостатки, указанные в определении об оставлении заявления без движения, Болотов П.М. в установленный срок не устранил.
Вместе с тем судебная коллегия находит, что суд формально подошел к содержанию заявления. Действительно, в нем не указано наименование, номер, дата принятия оспариваемых решений, однако к заявлению приложены отказ органа опеки в назначении Болотова П.М. опекуном и заключение органа опеки и попечительства, а также указано, что оспаривается решение органа опеки о назначении ФИО9 опекуном недееспособной ФИО8 То есть, имеется возможность идентифицировать заявленные требования. В заявлении также указано, что Болотов П.М. считает, что нарушены его права, так как он лишен возможности ухаживать за своей женой и проживать вместе с ней, а также органом опеки при принятии соответствующих решения нарушены нормы статей 35 и 36 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отсутствие в заявление сведений об обжаловании решений органа опеки и попечительства о назначении опекуном или отказе в назначении опекуном в порядке подчиненности не может быть расценено как препятствие к рассмотрению этого заявления, поскольку в соответствии со ст. 11 Закона РФ "Об опеке и попечительстве" акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке, досудебного порядка урегулирования спора по данной категории дел не предусмотрено. Болотов П.М. не обосновал невозможность получения документов, касающихся вопроса отказа в назначении его опекуном и назначения опекуном ФИО9, но просил оказать содействие в их истребовании от органа опеки и попечительства. Стороны не лишены возможности представлять доказательства и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству и при рассмотрения дела по существу. Таким образом, обстоятельств, препятствующих принятию заявления к производству суда, не имелось, поэтому не имелось оснований для оставления заявления без движения, и, соответственно, для его возврата в соответствии с нормами КАС РФ.
При таких обстоятельствах определение суда подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ с направлением дела в тот же районный суд для рассмотрения по существу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Левобережного районного суда г.Липецка от 11 апреля 2016 года отменить, направить материал в Левобережный районный суд г.Липецка для рассмотрения по существу.
Председательствующий / подпись/
Судьи / подписи/
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.