Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А.
Середы Л.И.
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 05 мая 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2016 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
установила:
Жоров А.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о защите пенсионных прав.
В обоснование требований указал, что 29 августа 2013 г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика N "данные изъяты" от 25 октября 2013 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, требуется 30 лет, имеется 25 лет 11 месяцев 25 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды:
- с 12 августа 1982 г. по 19 августа 1983 г. прохождение интернатуры по психиатрии в ГУЗ " "данные изъяты";
- с 01 февраля 1996 г. по 14 февраля 1996 г., с 29 февраля 1996 г. по 10 июня 1996 г., с 01 июля 1996 г. по 10 июля 1996 г., с 01 августа 1996 г. по 10 августа 1996 г., с 01 сентября 1996 г. по 22 ноября 1998 г. в должности заведующего отделом экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц в "данные изъяты";
- с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта в "данные изъяты".
Указал, что в специальный стаж в календарном исчислении включен период работы с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г. в должности врача-психиатра в ГУЗ " "данные изъяты"".
Просил суд решение ответчика N "данные изъяты" от 25 октября 2013 г. в части включения в специальный стаж в календарном исчислении периода работы с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г. в должности врача-психиатра в ГУЗ " "данные изъяты"", а также в части невключения в специальный стаж периода прохождения интернатуры по психиатрии в ГУЗ " "данные изъяты"" с 12 августа 1982 г. по 19 августа 1983 г., периодов работы с 01 февраля 1996 г. по 14 февраля 1996 г., с 29 февраля 1996 г. по 10 июня 1996 г., с 01 июля 1996 г. по 10 июля 1996 г., с 01 августа 1996 г. по 10 августа 1996 г., с 01 сентября 1996 г. по 22 ноября 1998 г. в должности заведующего отделом экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц в "данные изъяты", период работы с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта "данные изъяты" признать незаконным и отменить.
Обязать ответчика включить в специальный стаж работы для досрочного назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении, как один год работы за один год и 3 месяца период работы с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г. в должности врача-психиатра в ГУЗ "данные изъяты"
Обязать ответчика период прохождения интернатуры по психиатрии в ГУЗ "данные изъяты" с 12 августа 1982 г. по 19 августа 1983 г., периоды работы с 01 февраля 1996 г. по 14 февраля 1996 г., с 29 февраля 1996 г. по 10 июня 1996 г., с 01 июля 1996 г. по 10 июля 1996 г., с 01 августа 1996 г. по 10 августа 1996 г., с 01 сентября 1996 г. по 22 ноября 1998 г. в должности заведующего отделом экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц "данные изъяты", период работы с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта "данные изъяты" включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении.
Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с "дата"
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2016 г. исковые требования Жорова А.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного права. Полагает, что у истца не имеется достаточного специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Жорова А.С. - Шукшина И.А. просила решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Жоров А.С., представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Жорова А.С. - Шукшина И.А. относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Судом первой инстанции установлено, что 29 августа 2013 г. Жоров А.С. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Решением ответчика N "данные изъяты" от 25 октября 2013 г. истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 25 лет 11 месяцев 25 дней.
В специальный стаж Жорова А.С. не засчитаны периоды работы:
- период прохождения интернатуры по психиатрии в "данные изъяты" с 12 августа 1982 г. по 19 августа 1983 г., поскольку внесенные изменения не подтверждены первичными документами, так как в штатных расписаниях за 1982-1983 г.г. должность врача-интерна не предусмотрена;
- периоды работы с 01 февраля 1996 г. по 14 февраля 1996 г., с 29 февраля 1996 г. по 10 июня 1996 г., с 01 июля 1996 г. по 10 июля 1996 г., с 01 августа 1996 г. по 10 августа 1996 г., с 01 сентября 1996 г. по 22 ноября 1998 г. в должности заведующего отделом экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц "данные изъяты", поскольку согласно должностной инструкции усматривается только организационная и руководящая деятельность;
- период работы с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта в "данные изъяты", поскольку Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 предусмотрены врачи судебно-медицинские эксперты. Было установлено тождество (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03 октября 2002 г. N64) наименований должностей "судебно-медицинский эксперт", "судебно-медицинский эксперт" (эксперт-химик)" и "эксперт бюро судмедэкспертизы" наименованию должности "врач - судебно-медицинский эксперт", предусмотренному Списком от 06 сентября 1991 г. N464 за периоды работы до 01 ноября 1999 г.
Засчитан в специальный стаж в календарном исчислении период работы с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г., поскольку в соответствии с Законом РСФСР от 21 декабря 1990 г. N 438-1 "О социальном развитии села" предусмотрено повышение тарифной ставки медицинским работникам в сельской местности на 25% по сравнению с аналогичными работниками, занятыми в городских поселках, в данном случае доплата за работу в сельской местности производилась только с 22 февраля 1991 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное решение пенсионного органа в части невключения в специальный стажа истца спорных периодов и исчисление периода работы с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г. в календарном исчислении является незаконным и подлежит отмене.
Данный вывод суда соответствует нормам материального права.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С 1 января 2015 г. основания назначения указанной пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 1 января 2015 г.) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Как следует из трудовой книжки Жорова А.С. на основании приказа по "данные изъяты" от 22 декабря 1988 г. N 139-к истец был принят на должность врача-психиатра 8 отделения с 22 декабря 1988 г., на основании приказа по "данные изъяты" от 30 апреля 1992 года N 45-к Жоров А.С. был уволен с 05 мая 1992 года (запись N 10).
Согласно справке ГАУЗ Республики Мордовия "данные изъяты" N 15 от 14 июля 2011 г. Жоров А.С. 22 декабря 1988 г. был принят на должность врача-психиатра в 8 отделение ГУЗ "данные изъяты", уволен с 05 мая 1992 г., за данный период сведений об отвлечениях от основной работы нет.
Из справки администрации Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия N "данные изъяты" от 20 мая 2015 г., следует, что ГБУЗ РМ "данные изъяты" находится на территории поселка Звездный Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (сельская местность) с "дата"
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
В данный период работы истца (до 01 ноября 1999 г.) действовало постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" пунктом 2 которого установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца;
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения).
При этом согласно подпункту "а" пункта 5 названных выше Правил, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке) период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что период работы Жорова А.С. в должности врача-психиатра в ГУЗ "данные изъяты" с 22 декабря 1988 г. по 21 февраля 1991 г. подлежит включению в льготный стаж, поскольку лечебная деятельность истца осуществлялась в сельской местности.
Из трудовой книжки Жорова А.С. следует, что на основании приказа по "данные изъяты" от 12 августа 1982 г. N 85-к истец был зачислен для прохождения интернатуры по психиатрии с 12 августа 1982 г.(запись N1). На основании приказа по "данные изъяты" от 23 июля 1983 г. N 98 "а"-к истец был отчислен из интернатуры с 19 августа 1983 г. На основании приказа по ГУЗ "данные изъяты" от 14 июля 2011 г. N 154-к в трудовую книжку внесена запись N 25 следующего содержания: "Запись за N 1 недействительна. Зачислен для прохождения интернатуры по психиатрии на должность врача-интерна с 12 августа 1982 г.".
В архивной справке от 11 апреля 2011 г. N А-882 указано следующее: "По личной карточке формы Т-2 на Жорова А.С. значится: 3. Назначения и перемещения. 12/08-82 г. 4 отд. врач-интерн по психиатрии. Приказ N 85к от 12 августа 1982 г. Дата и причина увольнения с 19 августа 1983 г. Приказ N 98 "а"-к от 23 июля 1983 г., направлен в нарколог. диспансер. В лицевых счетах по назначению заработной платы значится: 1982 г. Жоров А.С. с 12/VIII-82r. интерн приказ N 85к от 12/VIII-82 г. По заработной плате начисления имеются: за август - декабрь м-ц. 1983 г. Жоров А.С. интерн. По заработной плате начисления имеются: за январь - июль м-ц".
Из архивной справки от 11 апреля 2011 г. N А-883 усматривается, что по лицевым счетам на выдачу заработной платы за 1983 г. значится. В графе "Использование отпусков" значится: с 23/VII-83 г. Расчет.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным Постановлением N 464 было установлено, что к лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка, утвержденного постановлением N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставлено врачам-специалистам всех наименований.
Таким образом, пенсионным законодательством в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается не форма документального оформления факта работы, а длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, сопряженной с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье вредных физических, химических, биологических и иных факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 377, должность врач-интерн была выделена как самостоятельная должность и прямо не отнесена к числу врачей-специалистов.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (действующим до 01 сентября 2013 г.) интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Приказом Минздрава СССР от 16 августа 1972 г. N 669 установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Кроме того, заработные платы врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивались за счет базовых учреждений здравоохранения, при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе Пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Пунктом 3 приказа Минздрава СССР N 730, Минвуза СССР N 670 от 04 сентября 1972 г. "О Положении об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов" предусмотрено, что в интернатуру зачисляются выпускники лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов (медицинских факультетов университетов) после сдачи выпускных государственных экзаменов и присвоения звания врача.
Заработная плата врачам - интернам в течении всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача интерны обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
На интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного лечебно-профилактического учреждения.
В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности.
Аналогичные положения содержались в Положении об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденном приказом Минздрава СССР от 12 января 1982 г., Минвуза СССР от 20 января 1982 г.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 марта 1993 г. N 62 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (утратило силу с изданием постановления от 27 августа 1997 г. N 43) должность "врач-интерн" включалась в Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения Российской Федерации.
Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников здравоохранения Российской Федерации (приложение к указанному постановлению) в разделе "Специалисты" содержались должностные обязанности врача-интерна, в частности: осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Выполняет рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей-интернов. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка лечебно-профилактического учреждения, в котором проходит интернатуру. Должен знать: принципы оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению, а также профессиональной деятельности по избранной специальности (организационной, диагностической, консультативной, лечебной, профилактической); новые методы в лечении, диагностике и лекарственном обеспечении больных.
Впоследствии в постановлении Министерства труда Российской Федерации от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (действующее до 01 декабря 2008 г.) в разделе 2.1. "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием" также указана должность "врач-интерн" с аналогичными Тарифно-квалификационными характеристиками.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно включил в специальный трудовой стаж период работы истца в должности врача-интерна с 12 августа 1982 г. по 19 августа 1983 г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в разделе "Наименование должностей" поименованы врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), а также их заместители, осуществляющие врачебную деятельность, в разделе "Наименование учреждений" под пунктом 22 указано бюро судебно-медицинской экспертизы.
Таким образом, по отношению к врачам-руководителям, как и их заместителям вопрос об оценке пенсионных прав регулируется специальной нормой, предоставляющей им право на досрочное назначение пенсии по старости при выработке 30-летнего специального стажа и при условии одновременного занятия врачебной деятельностью. При этом законодатель не оговаривает ее объем, интенсивность, закрепляя единственное требование о выработке нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.
Согласно подпункту "б" пункта 5 названных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в пункте 4 названы врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, проводящие вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, предназначенных для судебно-гистологического, судебно-медицинского исследования трупов.
Указанный Перечень, конкретизируя на основе Правил случаи льготного исчисления специального стажа, также не содержит применительно к врачам-руководителям исключения из правила о необходимости выработки нормальной продолжительности рабочего времени по одной из должностей.
Аналогичное правовое регулирование следует из Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно трудовой книжке на имя Жорова А.С. приказом от 23 января 1996 г. N 4-а он был назначен на должность заведующего "данные изъяты" с 23 января 1996 г., в трудовую книжку внесена запись N19. На основании приказа по ГКУЗ Республике Мордовия "Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы" от 14 августа 2013 г. N 100-А-а в трудовую книжку внесена запись N 29: "Запись за N 19 считать недействительной. Назначить на должность заведующего отделом экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц судебно-медицинским экспертом". В протоколе заседания тарифно-квалификационной комиссии от "дата", утвержденного начальником ГКУЗ Республики Мордовия "данные изъяты" Т.Н.А. указано следующее: Штатными расписаниями на 1996-1998 г.г. в отделе экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц, предусмотрена должность заведующего отделением, судебно-медицинского эксперта. В тарификационных списках на 01 января 1997 г., на 01 января 1998 г. в "данные изъяты" (г. Саранск, Лямбирь, Кочкурово, Ст. Шайгово) значится Жоров А.С. - заведующий отделением судебно-медицинский эксперт 1,0 ст. В лицевом счете 1997 г. значится Жоров А.С. - судебно-медицинский эксперт, в 1996 г. - заведующий отделением, судебно- медицинский эксперт, в 1998 г. - заведующий отделением. Внести в трудовую книжку запись о переименовании должности судебно-медицинского эксперта на должность врача судебно-медицинского эксперта.
При таких обстоятельствах, учитывая тот факт, что работа в должности заведующего Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы осуществлялась истцом в режиме нормальной продолжительности рабочего дня, суд первой инстанции обоснованно включил оспариваемые периоды работы истца в указанной должности.
Разделом 4 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющегося приложением к указанным выше Правилам, предусмотрено льготное исчисление специального медицинского стажа для врачей - судебно-медицинских экспертов, в том числе врачей-заведующих, проводящих судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03 октября 2002 г. N 64 установлено тождество наименований должностей судебный медицинский эксперт, судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик) и эксперт бюро судмедэкспертизы наименованию должности врач судебно-медицинский эксперт.
Как следует из трудовой книжки истца на основании приказа по "данные изъяты" от 22 сентября 1998 г. N 48-а в связи с реконструкцией судебно-медицинской службы истец был освобожден от занимаемой должности заведующего "данные изъяты" и переведен на должность судебно-медицинского эксперта "данные изъяты" с 23 ноября 1998 г., в трудовую книжку внесена запись N 20. На основании приказа от 14 августа 2013 г. N100-А-а в трудовую книжку внесена запись N 30: "Запись N 20 считать недействительной. Переведен на должность судебно-медицинского эксперта в отделение дежурной службы по обеспечению осмотров трупов на местах их обнаружения и приема трупов в морг круглые сутки".
Согласно справке ГКУЗ Республики Мордовия " "данные изъяты"" от 26 сентября 2013 г., уточняющей характер работы указано, что истец с 23 ноября 1998 г. по 31 декабря 1999 г. проводил исследование трупа и обработку трупного материала на полную ставку. В протоколе заседания тарифно-квалификационной комиссии от 14 августа 2013 г., утвержденного начальником ГКУЗ Республики Мордовия "данные изъяты" указано: Штатными расписаниями на 1998-1999 г.г. в отделении дежурной службы по обеспечению осмотров трупов на месте их обнаружения и приема трупов в морг круглые сутки предусмотрена должность судебно-медицинского эксперта. В тарификационных списках в 1998-1999 г.г. в отделении дежурной службы по обеспечению осмотров трупов на местах их обнаружения и приема трупов в морг круглые сутки значится Жаров А.С. - судебно- медицинский эксперт 1,0 ставки. Внести в трудовую книжку запись о переименовании должности судебно-медицинского эксперта на должность врача судебно-медицинского эксперта.
При таких обстоятельствах районный суд обоснованно включил в специальный стаж период работы истца с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 1999 г. в должности судебно-медицинского эксперта в Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы.
С учетом изложенного, районный суд обоснованно удовлетворил заявленные Жоровым А.С. требования в части возложения обязанности на ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 29 августа 2013 г., поскольку при включении спорных периодов у истца при обращении в пенсионный орган (29 августа 2013 г.) за назначением пенсии имелся необходимый 30 - летний стаж лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые истцом периоды работы судом необоснованно включены в его специальный стаж, несостоятельны по изложенным выше основаниям.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа Пенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 января 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия - без удовлетворения.
Судья- председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.