Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
и судей Дьякова А.Н., Синьковской Л.Г.
при секретаре Фогель И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "Метромастер+" на заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 22 января 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования УМВД России по городу Омску к Обществу с ограниченной ответственностью "Метромастер+", департаменту имущественных отношений администрации города Омска об устранении нарушений законодательства о размещении рекламных конструкций удовлетворить полностью.
Признать распоряжение департамента имущественных отношений администрации города Омска от 17.10.2006 N " ... " в части разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Омска в соответствии паспортом рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005 по адресу: г. Омск, " ... ", недействительным.
Признать паспорт рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005, выданный департаментом недвижимости Администрации города Омска по адресу: г. Омск, " ... ", недействительным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Метромастер+" осуществить демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: город Омск, " ... ", имеющей паспорт рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Метромастер+" государственную пошлину в бюджет города Омска в сумме 6 000 рублей.
установила:
УМВД России по городу Омску обратилось в суд с иском к ООО "Метромастер+", департаменту имущественных отношений администрации города Омска об устранении нарушений законодательства при размещении рекламной конструкции, указывая, что в ходе проведенной УМВД России по г. Омску проверки выявлено, что рекламная конструкция, установленная ООО "Компании Арт-Мастер" в соответствии паспортом рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005 и на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации г. Омска N " ... "-р от 17.10.2006 по адресу: г.Омск, " ... ", размещена с нарушением п.6.1 Раздела 6 ГОСТ Р 52044-2003, поскольку находится на расстоянии менее 5 м. от края проезжей части до ближайшего края рекламной конструкции.
07.06.2010 между департаментом имущественных отношений администрации г. Омска и ООО "Компания "Арт-Мастер" заключен договор аренды земельного участка N " ... " сроком на пять лет под установку названной рекламной конструкции. Дополнительным соглашением к данному договору аренды земельного участка с 03.12.2012 все права и обязанности арендатора переходят к новому арендатору ООО "Метромастер+".
Ссылаясь на то, что несоблюдение ответчиком требований законодательства при размещении рекламной конструкции на указанном участке дорожной сети нарушает права неопределенного круга граждан на безопасные условия движения, уточнив требования, просили признать распоряжение департамента имущественных отношений администрации города Омска от 17.10.2006 N " ... "-р в части разрешения на установку рекламной конструкции на территории города Омска в соответствии с паспортом рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005 по адресу: г. Омск, " ... " недействительным; признать недействительным паспорт рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005, возложить на ООО "Метромастер+" обязанность демонтировать данную рекламную конструкцию.
В судебном заседании представитель истца Ржицкий А.Я. требования иска поддержал.
Ответчики ООО "Метромастер+", департамент имущественных отношений администрации г. Омска при надлежащем извещении представителей в суд не направили.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ООО "Метромастер+", ссылаясь на применение судом недействующего ГОСТ. Полагает, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с действующими на момент его принятия нормами. ГОСТ Р 52044-2003, в редакции действующей с 01.09.2009, не может быть применен к правоотношениям, возникшим до его приятия, не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.88-94), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.09.2005 департаментом недвижимости администрации города Омска утвержден паспорт рекламного места N " ... " рм на установку отдельно стоящей рекламной конструкции по адресу: г. Омск, " ... ".
Распоряжением департамента недвижимости администрации города Омска от 17.10.2006 N " ... "-р ООО "Компания "Арт-Мастер" разрешена установка на территории города Омска ряда рекламных конструкций, указанных в данном распоряжении, в том числе рекламной конструкции в соответствии с паспортом рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005 адрес объекта: г. Омск, " ... ".
07.06.2010 между департаментом имущественных отношений администрации города Омска и ООО "Компания "Арт-Мастер" заключен договор аренды земельного участка " ... " согласно которому арендатору предоставлен земельный участок площадью 5 кв.м. для целей установки и эксплуатации рекламной конструкции С-ЩТ-1411-04рм.
На основании соглашения к названному договору аренды " ... " вс 15.02.2012 произведена замена арендатора ООО "Компания "Арт-Мастер" на ООО "Новые технологии".
Согласно соглашению к названному договору аренды от 18.08.2013 все права и обязанности ООО "Новые технологии" по данному договору с 03.12.2012 переходят к ООО "Метромастер+".
В обоснование заявленных требований УМВД России по г. Омску представлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленный 18.11.2015 госинспектором ОГИБДД полиции УМВД России по г. Омску, согласно которому рекламная конструкция установлена на расстоянии 38 метров от пересечения автомобильных дорог в одном уровне ( " ... " и " ... "), расстояние от бордюрного камня до края спорной рекламной конструкции составляет 2,30 м.
Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции исходил из того, что размещение спорной рекламной конструкции не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, применение которых для достижения целей обеспечения безопасности дорожного движения и охраны жизни и здоровья граждан является обязательным.
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, в настоящее регулируются Федеральным законом от 13.02.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
До 01.07.2006 процесс размещения наружной рекламы на территории г. Омска регулировался Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", а также приятым в соответствии с ним Положением о порядке разрешения размещения средств наружной рекламы, утвержденным решением Омского городского Совета от 18.06.1997 N349.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Пункт 2 данной статьи устанавливал, что распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления поселения или городского округа.
Согласно пункту 7.1.1 указанного выше Положения разрешительным документом, выдаваемым комитетом для распространения наружной рекламы на территории г. Омска, является паспорт рекламного места с разрешительной подписью председателя комитета, который служит основанием для заключения договора рекламораспространителя с собственником рекламного места или лицом, обладающим вещными правами на это место и является его неотъемлемой частью.
Из Распоряжения департамента недвижимости администрации г. Омска 17.10.2006 N " ... "-р следует, что разрешительным документом на размещение спорной рекламной конструкции являлся паспорт рекламного места N " ... " рм от 16.09.2005.
Пунктом 3 части 4 статьи 5, пунктом 3 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.02.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
В соответствии с частями 5,9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5,6,7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Пунктом 5 части 20 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта, разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
В силу п.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены изложенной выше нормой ч.1 ст.46 Федерального закона "О техническом регулировании".
Указанное постановление Госстандарта зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 за N 5546 и официально опубликовано, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения. Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций, до настоящего времени не приняты.
Положения ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий предусматривают осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Из системного толкования данных правовых норм в их взаимосвязи следует, что размещение рекламной конструкции в пределах муниципального образования, а именно, в районах жилой застройки и непосредственно в близости от дорожного полотна, должно соответствовать не только требованиями в области законодательства о рекламе, но и иным инженерным и техническим ГОСТам, также и требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения, поскольку нарушение таковых может повлечь негативные последствия для заинтересованных лиц.
Разделом 6 Государственного стандарта Российской Федерации "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения. ГОСТ Р 52044-2003" установлены требования к правилам размещения средств наружной рекламы.
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, в редакции Изменения N 2, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 N 117-ст, (действующей на момент вынесения решения) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенных пунктах, в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 50 м от них в населенных пунктах.
Установленные ГОСТ Р 52044-2003 правила размещения рекламных конструкций направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, а потому, исходя из положений ч.1 ст.46 Федерального закона "О техническом регулировании" и постановления Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 N 4, являются обязательными для исполнения при выдаче разрешений на размещение наружной рекламы.
Из представленных в материалы дела документов видно, что в нарушение требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 спорная рекламная конструкции размещена на расстоянии менее 5 метров от проезжей части автомобильной дороги до ближайшего края рекламной конструкции (2 м. 30 см.), а также на расстоянии менее 50 метров от пересечениях автомобильных дорог в одном уровне (38 м.). Доказательств иного в соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ ответчиками в материалы дела не представлено.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в их совокупности, учитывая, что спорная рекламная конструкция создает угрозу безопасности дорожного движения, суд, руководствуясь приведенными выше правовыми положениями, правомерно признал недействительным распоряжение департамента недвижимости администрации г. Омска о выдаче разрешения на установку названной рекламной конструкции и паспорт рекламного места, а доводы жалобы в данной части, по существу указывающие на их законность ввиду соответствия нормативным актам на момент выдачи, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способа защиты нарушенного права предусмотрено восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоответствие размещения рассматриваемой конструкции требованиям указанного ГОСТа объективно создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья, является достаточным правовым основанием для возложения на ООО "Метромастер+", как владельца спорной рекламной конструкции, обязанности восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем демонтажа спорной рекламной конструкции, о чем верно указал суд первой инстанции.
Ссылки подателя жалобы на невозможность применения ГОСТ Р 52044-2003 к правоотношениям, возникшим до его приятия, состоятельными не являются по приведенным выше мотивам.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Вместе с тем в резолютивной части решения при указании органа вынесшего распоряжение, признанное судом недействительным, допущены технические опечатки, поскольку из приобщенных к материалам дела документов видно, что оспариваемое истцом распоряжение N " ... "-р от 17.10.2006 издано департаментом недвижимости администрации г. Омска, но не департаментом имущественных отношений администрации города Омска, как ошибочно указано в резолютивной части решения.
Поскольку указанные технические опечатки будут препятствовать исполнению постановленного решения, судебная коллегия полагает необходимым их устранить по правилам ст.200 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 200, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
заочное решение Центрального районного суда г. Омска от 22 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную в резолютивной части решения, заменив в ее абзаце втором словосочетание "департамента имущественных отношений администрации города Омска" на словосочетание "департамента недвижимости администрации города Омска".
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.