Председатель Омского областного суда Ярковой В.А., рассмотрев жалобу Т.А.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N N " ... " в Знаменском судебном районе Омской области от 08 декабря 2015 года, решение Знаменского районного суда Омской области от 20 февраля 2016 года, вынесенные в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N " ... " в Знаменском судебном районе Омской области от 08 декабря 2015 года, оставленным без изменения решением Знаменского районного суда Омской области от 20 февраля 2016 года, должностное лицо - начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. признан виновным в нарушении п.п. "в" п. 2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный закон N 294-ФЗ"), выразившимся в проведении внеплановой выездной проверки в период с " ... " по " ... " в отношении индивидуального предпринимателя К.Е.В. (далее по тексту - ИП К.Е.В.) на основании распоряжения N " ... " от " ... ", при отсутствии оснований для проведения такой проверки.
В жалобе начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Омской области Т.А.Н. просит судебные постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Считает, что обращение В.Е.Н. по вопросу функционирования магазина ИП К.Е.В. по продаже продуктов питания, поступившее в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области, подпадает под признаки обращения потребителя. Факт вступления в законную силу постановления о привлечении ИП К.Е.В. к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии нарушений при проведении проверки.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении N " ... ", прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Знаменского района Омской области в " ... " проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля в деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Знаменскому району Омской области, в ходе которой установлено, что начальником территориального отдела Т.А.Н. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП К.Е.В. Основанием указанной проверки явилось обращение В.Е.В. по факту осуществления предпринимательской деятельности ИП К.Е.В., не содержащее каких-либо сведений о нарушении прав потребителей.
Посчитав действия Т.А.Н. незаконными, прокурор Знаменского района Омской области вынес постановление о возбуждении в отношении Т.А.Н. производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
В обосновании выводов о виновности начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда сослались на отсутствие в послужившем основанием для проведения проверки обращении В.Е.В. сведений о нарушении прав потребителей.
Вместе с тем с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Из материалов дела усматривается, что " ... " в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Знаменскому району Омской области поступило обращение В.Е.Н., содержащее в себе перечень вопросов по факту деятельности магазина, расположенного по адресу: " ... ", принадлежащего К.Е.В., который занимается реализацией продуктов питания (л.д.16).
По факту обращения В.Е.Н. должностным лицом Т.А.Н. было издано распоряжение N " ... " от " ... " о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ИП К.Е.В.
По результатам проверки составлен акт от " ... " о выявленных нарушениях, состоящих в непредставлении ИП К.Е.В. информации о начале осуществления деятельности по розничной торговле в неспециализированных магазинах по адресу: " ... " (статья 8 Федерального закона N 294-ФЗ).
По данному факту вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N " ... " в Тарском судебном районе Омской области, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N " ... " в Знаменском судебном районе Омской области, от " ... ", К.Е.В. привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (л.д. 42).
В качестве правового основания проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП К.Е.В. в распоряжении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. от " ... " N " ... " указан подпункт "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки юридических лиц установлено поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
С учетом положения части 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ для проведения органами государственного контроля (надзора) внеплановой выездной проверки юридических лиц по основанию, установленному подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, согласования с органом прокуратуры не требуется.
Как следует из преамбулы к Закону Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ "О защите прав потребителей") потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: 1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; 2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").
В силу п. 5.9 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Служба) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу.
Кроме того, согласно п. 5.12 Положения Служба организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В соответствии с п. 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приведенные нормы законодательства и установленные по делу об административном правонарушении обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что обращение В.Е.Н. правомерно принято начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. в качестве законного основания для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ИП К.Е.В.
Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами; соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности обязательным требованиям.
В своем обращении от " ... " В.Е.Н. прямо указывает о том, что ИП К.Е.В. открыл магазин в жилом помещении, непереведенном в нежилое, и без согласования ввода магазина в эксплуатацию с Роспотребнадзором. Также потребитель заявляет о том, что в данном магазине К.Е.В. торгует продуктами питания. Существо обращения В.Е.Н. сводится к тому, что ее права потребителя нарушены.
При этом В.Е.Н. является потребителем, имеющим намерение приобрести товар, однако выражающим сомнение в правомерности торговой деятельности в названном помещении, возможно, неприспособленным под торговлю продуктами питания. Указанные обстоятельства подтверждается показаниями В.Е.Н., данными судье районного суда (л.д. 75 оборот), и заявлением В.Е.Н. на имя Т.А.Н. от " ... " (л.д. 96), согласно которым она заходила в магазин, но ничего не покупала, обратилась в территориальный орган Роспотребнадзора как потребитель, чтобы убедиться в качестве и безопасности продаваемой продукции, выражая намерение потенциального покупателя.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Т.А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 30.13, п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N " ... " в Знаменском судебном районе Омской области от 08 декабря 2015 года, решение Знаменского районного суда Омской области от 20 февраля 2016 года, вынесенные в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Копию постановления направить для сведения начальнику территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Знаменском районе Т.А.Н., прокурору Знаменского района Омской области.
Председатель
Омского областного суда подпись В.А. Ярковой
Копия верна
Судья Г.Г. Старостина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.