Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.
при секретаре Клищенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Фомина Д.А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 03 ноября 2015г. по административному исковому заявлению Фомина Д.А. к Призывной комиссии муниципального образования город Брянск по Советскому и Фокинскому районам об оспаривании решения от "дата"., связанного с отказом зачисления в запас с выдачей военного билета.
Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения Фомина Д.А. и его представителя Семкина А.А., возражения представителя Призывной комиссии муниципального образования город Брянск по Советскому и Фокинскому районам и Военного комиссариата Брянской области Марининой Ю.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фомин Д.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он "дата" года рождения состоит на воинском учете. В ноябре-декабре 2014г. прибыл к ответчику по вопросу зачисления в запас, в апреле 2015 г. был направлен на медицинское освидетельствование. Решением призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам от "дата" он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас по п.п.1 ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" без выдачи ему военного билета. Данное решение истец считает незаконным, поскольку им в призывную комиссию были представлены все требуемые документы; в 2011г. он поменял адрес места жительства, о чем сообщил ответчику, однако никаких повесток, связанных с призывом на военную службу он не получал, в розыске не находился, от военной службы по призыву не уклонялся, к ответственности за уклонение от военной службы не привлекался; кроме того, ему предоставлялась отсрочка от призыва до "дата"2014г. Решение было вынесено незаконным составом, при участии четырех членов комиссии из десяти, в связи с чем, и по этим основаниям оно является незаконным.
С учетом уточнения исковых требований, административный истец просил суд признать неправомерным решение (заключение) призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам от "дата"., связанное с отказом зачислись Фомина Д.А. в запас с выдачей военного билета; обязать призывную комиссию муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам повторно рассмотреть вопрос о зачислении Фомина Д.А. в запас с выдачей военного билета.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 03 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Фомина Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе Фомин Д.А. просит отменить решение суда, поскольку считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что не проходил военную службу по призыву на законных основаниях, поскольку не нарушал свои обязанности гражданина, подлежащего призыву на военную службу, изложенные в удостоверении, выданном должностными лицами военного комиссариата Фокинского района г.Брянска. Каких-либо доказательств, которые опровергли бы или отменили основания предоставления отсрочки от военной службы либо подтверждали его уклонение от прохождения военной службы по призыву, не представлено. Полагает, что действиями должностных лиц отдела военного комиссариата грубо нарушено Положение о призыве на военную службу, которым определяется порядок и условия признания гражданина, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
На доводы жалобы принесены возражения представителем призывной комиссии муниципального образования город Брянск по Советскому и Фокинскому району, Военного комиссариата Брянской области Марининой Ю.Л., которая просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Полагает доводы жалобы о том, что военный комиссариат Фомина Д.А. не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения ч.1.1. ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных ст.ст. 23, 24 данного Федерального закона.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Фомин Д.А. и его представитель Семкин А.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Призывной комиссии муниципального образования город Брянск по Советскому и Фокинскому районам и Военного комиссариата Брянской области Маринина Ю.Л. просила оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.310 Кодекса административного производства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений не допущено.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, "дата"2014г. Фомин Д.А. "дата" г.р. обратился в отдел военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому району г.Брянска с заявлением о зачислении его в запас и направлении на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе.
Решением призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам от "дата" было установлено, что Фомин Д.А., обязанный состоять на учете в отделе военного комиссариата по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска, достигший 27 летнего возраста не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, предусмотренных п.1,2 пп.в, п.4 ст.23 и 24 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в связи с чем, он подлежит зачислению в запас по п.1.1 ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Приказом начальника отдела военного комиссариата по Советскому и Фокинскому районам г.Брянска от "дата". N Фомин Д.А., не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принят на воинский учет и ему присвоено воинское звание "рядовой".
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пришел к выводу о том, что решение призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам от "дата". является законным и обоснованным, поскольку принято в установленном порядке, в пределах предоставленных полномочий и на основании документов, опровергающих доводы Фомина Д.А. о предоставлении ему отсрочки от военной службы по призыву.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 170-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В соответствии с пунктом 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после 1 января 2014 г.
Следовательно, юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством относится факт, является ли истец лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона) после 1 января 2014 г. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет.
Как следует из материалов дела, Фомин Д.А., "дата" г.р. состоял на воинском учете в военном комиссариате Фокинского района г.Брянска с "дата". по "дата" ( "дата". убыл в "адрес" (исх N от "дата".), что подтверждается учетно-алфавитной книгой призывников "дата" г.р., проживающих на территории Фокинского района г.Брянска, начатой 14.01.2004г. и оконченной 30.12.2014г.
При обращении "дата".2014г. в отдел военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому району г.Брянска, истцом к заявлению о зачислении в запас и направлении на медицинское освидетельствование, не было приложено удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Вместе с тем, Фоминым Д.А. сообщено, что военную службу он не проходил, в связи с предоставлением в 2006г. отсрочки от призыва на военную службу до ноября 2014 года по уходу за матерью, имеющей группу инвалидности.
На заседании призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам "дата". Фомин Д.А. также не представил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, о чем имеется соответствующая запись в протоколе заседания призывной комиссии N.
Копия указанного выше удостоверения впервые была предоставлена Фоминым Д.А. при обращении в отдел военного комиссариата Брянской области по Советскому и Фокинскому району г.Брянска вместе с заявлением о выдаче выписки из протокола заседания призывной комиссии от "дата"
В ходе проверки сообщенной Фоминым Д.А. информации, призывной комиссией установлено, что на основании решения призывной комиссии муниципального образования г.Брянска по Фокинскому району от "дата" N, Фомину Д.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по призыву по п."а" ч.2 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до "дата"2006 г.
В пункте 2 раздела 3 "Решение призывной комиссии" удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу N содержатся сведения о том, что призывной комиссией "дата"2006г. протокол N Фомину Д.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по п.п."б" ч.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до "дата"2014г., на котором стоит оттиск печати "для отметок воинского учета" ВК Фокинского района.
Вместе с тем, проверка содержащихся в представленном удостоверении N сведений показала, что в книгах заседаний призывной комиссии Фокинского района (с "дата". по "дата"., с "дата". по "дата"., "дата". по "дата" с "дата". по "дата".) каких-либо сведений о вынесении призывной комиссией в отношении Фомина Д.А. решения о предоставлении отсрочки от призыва не имеется. Учитывая, что призыв осуществлялся с 1 апреля до 30 июня 2006г., заседаний призывной комиссии с "дата" не проводилось.
Кроме того, призывной комиссией муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам были направлены запросы в УПФ РФ в Советском районе городского округа г.Брянска и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Брянской области", согласно ответам которых, по базе ПТК НВП Фомин Д.А "дата" г.р. лицом, осуществляющим уход, не значится; данных о проведении медико-социальной экспертизы Ф.Н.В. (матери Фомина Д.А.) для определения нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, как матери гражданина, призываемого на военную службу, в ФКУ "ГБ МСЭ по Брянской области" Минтруда Росси не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, сама по себе запись в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по п.п. "б" ч.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" до "дата"2014 г. в отсутствие принятого в установленном порядке решения об отсрочке от призыва, не может свидетельствовать о том, что Фомин Д.А. не проходил военную службу по призыву на законных основаниях.
В нарушение положений ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным истцом не представлено доказательств, которые подтверждали бы наличие у него законных оснований для предоставления отсрочки от призыва на военную службу и как, следствие, опровергали бы выводы решения призывной комиссии муниципального образования г.Брянск по Советскому и Фокинскому районам от "дата"
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно Приложению N 32 к Инструкции (п. 39) Приказа Минбороны РФ от 02.07.2010 г. N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. N 633" граждане, получившие отсрочку от призыва по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "е" пункта 2 настоящего приложения, ежегодно, в сентябре-октябре предоставляют в военный комиссариат справку о составе семьи.
Следовательно, отсрочка по пп. "б" ч.1 ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставляется на год и пролонгируется на каждый последующий год при предоставлении вышеуказанных документов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что Фоминым Д.А. не представлено доказательств, подтверждающих отсрочку от призыва после "дата"2006г., а следовательно, и о предоставлении отсрочки от призыва в юридически значимый период с "дата" по "дата".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 1 апреля по 15 июля 2014 г.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2014г. N647 "О призыве в октябре - декабре 2014 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 1 октября по 31 декабря 2014 г.
Таким образом, Фомин Д.А. "дата" г.р. подлежал призыву на военную службу в 2014 году вплоть до "дата"2014 г.
Доводы апелляционной жалобы Фомина Д.А. о том, что ему не направлялись повестки призывной комиссией, он не объявлялся в розыск как уклоняющийся от призыва, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений п. 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
Учитывая установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, коллегия считает, что призывная комиссия при зачислении Фомина Д.А. в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Доводы жалобы о принятии оспариваемого решения призывной комиссии в незаконном составе были предметом исследования в суде первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
При рассмотрении дела судом установлено, что все члены комиссии, указанные в протоколе заседания призывной комиссии от "дата". участвовали в принятии решения в отношении Фомина Д.А., протокол подписан девятью из десяти членов комиссии по причине, того, что член комиссии Т.В.С. был вынужден покинуть заседание.
То обстоятельство, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены не все члены комиссии, указанные в протоколе, не может свидетельствовать о неправомочности оспариваемого решения призывной комиссии, поскольку, как обоснованно указал суд, оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется.
На основании изложенного коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полностью мотивированы. Оснований, установленных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не влияют на правильность состоявшегося судебного постановления, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 03 ноября 2015г. по административному исковому заявлению Фомина Д.А. к Призывной комиссии муниципального образования город Брянска по Советскому и Фокинскому районам об оспаривании решения от "дата", связанного с отказом зачисления в запас с выдачей военного билета оставить без изменения, апелляционную жалобу Фомина Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.