Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Катасоновой С.В.,
при секретаре Евдокимовой Т.И.,
с участием
представителя административного истца Бабаевой Н.А.,
представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А.,
представителей заинтересованных лиц:
-Управления Росреестра Брянской области Богушевской Н.С.,
- Правительства Брянской области Савенко В.В.,
- Администрации Дятьковского района Брянской области Шемякина Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Городинский А.К. к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости
УСТАНОВИЛ:
Представитель Городинского А.К. Бабаева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Городинскому А.К., в размере их рыночной стоимости, полагая их кадастровую стоимость завышенной.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу "адрес" составляет "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу "адрес" "адрес" составляет "данные изъяты" коп., земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу Брянская "адрес" составляет "данные изъяты" коп.
В обоснование заявленных требований представитель Городинского А.К. ссылается на Отчет об оценке N от 03.02.2016 года, выполненный ООО "Правовая оценка", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков составляет соответственно "данные изъяты" коп. по состоянию на 01.01.2015 года, "данные изъяты" коп. на 01.01.2015 года, "данные изъяты" коп. на 01.01.2015 года.
На Отчет об оценке ООО "Правовая оценка" имеется положительное экспертное заключение экспертного совета НП СРО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" N от 15.02.2016 года.
Представитель Городинского А.К. Бабаева Н.А. просила установить кадастровую стоимость принадлежащих её доверителю земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с отчетом об оценке, выполненным ООО "Правовая оценка", а именно установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу "адрес" в размере рыночной стоимости "данные изъяты" коп. по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу "адрес" в размере рыночной стоимости "данные изъяты" коп. по состоянию на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу "адрес" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" коп. по состоянию на 01.01.2015 года.
В судебном заседании представитель Городинского А.К. Бабаева Н.А. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих Городинскому А.К. в размере их рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Указала, что истцом не представлено доказательств чрезмерно большого размера земельного налога, а также нарушения его прав и законных интересов установлением кадастровой стоимости земельных участков. Выразила несогласие с представленным истцом отчетом о рыночной стоимости земельных участков. Полагала, что применение рыночной оценки земельных участков приведет к уменьшению консолидированного бюджета Брянской области.
Представитель Правительства Брянской области Савенко В.В. возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости приведет к снижению консолидированной части бюджета Брянской области. Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков составленный ООО "Правовая оценка" и экспертное заключение экспертного совета НП СРО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" не оспаривал.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управления Росреестра по Брянской области) Богушевская Н.С. против представленных представителем Городинского А.К. отчета об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков и положительного экспертного заключения не возражала, требования административного истца полагала подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации Дятьковского района Брянской области Шемякин Н.М. заявленные требования не признал, указал, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых поступлений, тем самым способствуя снижению данных поступлений в местный бюджет. Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков составленный ООО "Правовая оценка" и экспертное заключение экспертного совета НП СРО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" не оспаривал.
В судебное заседание не явились административный истец Городинский А.К., о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В суд также не явились представители заинтересованных лиц: - Ивотской поселковой администрации Брянской области, о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области", о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, уважительности причин неявки в суд не представлено, ходатайств об отложении слушания дела не заявлено.
С учетом положений ст. ст. 150, 247 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
В представленных в суд возражениях Врио главы Ивотской поселковой администрации Борисов А.Е. полагал исковые требования Городинского А.К. не подлежащими удовлетворению, поскольку установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости приведет к существенному снижению дохода бюджета муниципального образования, что негативно отразится на деятельности администрации.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Городинский А.К. является собственником земельных участков:
- кадастровый номер N, площадью "данные изъяты" кв.м. (свидетельство о праве собственности N N), расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 8);
- кадастровый N, площадью "данные изъяты" кв.м., (свидетельство о праве собственности N N), расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 9);
- кадастровый N, площадью "данные изъяты" кв.м., (свидетельство о праве собственности N N), расположенного по адресу: "адрес", "адрес" (л.д. 10).
Кадастровая стоимость по сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" коп. и установлена 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты" коп. на 01.01.2015 года, земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" коп. на 01.10.2015 года (л.д. 11-13).
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии N П/201 от 12.05.2015 г. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области N1864 от 26.11.2015 года "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района "Дятьковский" утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ2007 г., датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2015 г.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ2011 г., датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2015 г.
Земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ2011 г., датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2015 г.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 указанной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального Закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости спорных земельных участков влияют на права и обязанности Городинского А.К., как плательщика земельного налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административный ответчик возражает против удовлетворения иска, он должен доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями ст. 24.18 Закона, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований, представителем Городинского А.К. представлены Отчет об оценке N от 03.02.2016 года, составленный ООО "Правовая оценка", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков на дату установления их кадастровой стоимости составляет: земельного участка с кадастровым номером N - "данные изъяты". на 01.01.2015 г., с кадастровым номером N - "данные изъяты" коп. на 01.01.2015 года, с кадастровым номером N - "данные изъяты" коп. на 01.01.2015 года, а также положительное экспертное заключение экспертного совета НП СРО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" N от 15.02.2016 года (л.д. 14- 132).
Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как следует из п. 20 и п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4, статьи 15, абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство. При этом, по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Возражая против удовлетворения исковых требований Управлением имущественных отношений Брянской области представлены письменные замечания к Отчету об оценке от 03.02.2016 года.
Как следует из экспертного заключения экспертного совета НП СРО "Южно-Сибирская организация профессиональных оценщиков и экспертов" N, отчет об оценке ООО "Правовая оценка" соответствует требованиям Федерального Закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135 ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки, стандартам и правилам оценочной деятельности НП СРО "ЮСО". Выводы, сделанные оценщиком признаны обоснованными и достоверными (л.д. 114).
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - директор ООО "Правовая оценка" П.А.А. подтвердил выводы изложенные в Отчете об оценке и пояснил, что задание на оценку выполнено в строгом соответствии со ст. 21 ФСО N1 и представлено на страницах 2-3 Отчета, что дает возможность пользователям отчета судить о целях составления отчета об оценке и о заданном предмете оценки. Предоставление договора на проведение оценки не предусмотрено действующим законодательством. Согласно ст. 26 ФСО N1 после проведения процедуры согласования оценщик помимо указания в отчете об оценке итоговой величины стоимости объекта оценки имеет право приводить свое суждение о возможных границах интервала, в котором, по его мнению, может находиться эта стоимость, если в задании на оценку не указано иное. На странице 3 Отчета в Задании на оценку в разделе Допущения, на которых должна основываться оценка в пункте 6 указано, что Итоговый результат рыночной стоимости определяется в виде единой величины без указания границ интервала, в котором, может находиться определенная рыночная стоимость. В соответствии с п. 14 ФСО N3 итоговая величина стоимости может быть представлена в виде конкретного числа с округлением по математическим правилам округления либо в виде интервала значений, если такое представление предусмотрено законодательством Российской Федерации или заданием на оценку, то есть округление итоговой величины ? это право, а не обязанность оценщика. Ввиду отсутствия законодательных требований или требований задания на оценку округлить итоговый результат, полученная рыночная стоимость была представлена без округления. В соответствии с положениями ст. 11 ФСО N1 возможно право выбора подходов для оценки, и принадлежит оно исключительно оценщику, при этом оценщику следует учитывать возможность применения каждого из подходов, в том числе полноту и достоверность исходной информации. На страницах 37-39 Отчета оценщиком описывается доходный подход и его методы. При этом по каждому из методов, который существует в рамках доходного подхода оценщиком дается подробное обоснование относительно невозможности применения того или иного метода, что полностью соответствует ст. 11 ФСО N1. На странице 39 Отчета оценщиком обосновывается невозможность применения затратного подхода. На страницах 20-25 отчета оценщиком осуществлялось определение сегментов рынка, к которым относятся объекты оценки. Учитывая, что по каждому из объектов оценки были подобраны аналоги из однородных сегментов корректировка на вид использования не вводилась.
Оценив по правилам статьи ст. 84 КАС РФ отчет, составленный ООО "Правовая оценка", суд находит его допустимым доказательством, поскольку оценка произведена в соответствии с датой установления кадастровой стоимости земельных участков, методом сравнительного подхода, основанном на принципе замещения в соответствии с информацией об аналогичных сделках. Расчеты производились с применением метода сравнения продаж. Оценщик П.Е.А. является членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Южно- сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов", включена в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы. Кроме того, гражданская ответственность оценщика застрахована в САО "ВСК" (л.д. 84-85).
Представленные ответчиком замечания суд признает несостоятельными, поскольку они не нашли своего подтверждения, опровергаются материалами дела.
Судом административному ответчику разъяснена обязанность доказывания недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельных участков, представленных заявителем, разъяснено право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы от административного ответчика не последовало.
При таких обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, а также разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы, суд приходит к выводу об удовлетворении требований представителя Городинского А.К. Бабаевой Н.А. об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Городинскому А.К. земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете N от 26.01.2016 года, составленном ООО "Правовая оценка".
Доводы представителей Правительства Брянской области, администрации Дятьковского района Брянской области и Ивотской поселковой администрации о том, что установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости приведет к уменьшению суммы взимаемого земельного налога и как следствие к уменьшению консолидированного бюджета Брянской области, снижению дохода бюджета муниципального образования, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно положениям статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, законодатель, вводя для целей платы за использование земли государственную кадастровую оценку земель, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости этого земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Брянской области".
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Городинский А.К. к Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" "адрес", в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года - "данные изъяты" копеек;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу "адрес" в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015 года - "данные изъяты" копейки;
земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу "адрес" в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01 2015 года - "данные изъяты" копеек.
Кадастровую стоимость земельных участков установить на период с 01 января 2015 г. до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи искового заявления считать 09 марта 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Брянского областного суда.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.В. Катасонова
В окончательной форме решение принято 25 апреля 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.