Судья Магаданского областного суда Кошкина М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда, ул. Якутская, 49, жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Храпкова А.Л. на постановление судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 16 марта 2016 года, которым к административной ответственности по статье 7.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере " ... " привлечено:
должностное лицо - директор муниципального унитарного предприятия "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области, Храпков А.Л., "дата" года рождения; проживающий по адресу: "адрес", ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,
с участием Роговой С.А. - защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Храпкова А.Л.,
при секретаре судебного заседания Гельман И.В.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 16 марта 2016 года должностное лицо - директор МУП "Комэнерго" Храпков А.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... ".
В поданной в Магаданский областной суд жалобе Храпков А.Л. - должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, просит отменить вышеуказанное постановление судьи Хасынского районного суда.
Со ссылкой на положения пункта 38 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ считает, что протокол об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года N 49 АП 023468 в отношении должностного лица - директора МУП "Комэнерго" Храпкова А.Л. составлен неуполномоченным должностным лицом, что свидетельствует о его недопустимости как доказательства по делу.
Считает, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.19. КоАП РФ, в отношении должностного лица в части самовольного подключения к электрическим сетям и самовольного (безучетного) использования электрической энергии подлежит составлению должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор.
Просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.
По результатам изучения материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы с учетом пояснений явившихся участников производства по делу об административном правонарушении прихожу к следующему.
Статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
По смыслу закона под самовольным использованием электрической энергии понимается ее использование без разрешения энергоснабжающей организации и (или) с нарушением правил, установленных действующим федеральным законодательством.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила).
Согласно положениям пункта 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения к электрической сети, нарушение которой и дальнейшее использование электрической энергии рассматривается как бездоговорное потребление электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442, бездоговорным потреблением электрической энергии признается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
Как следует из материалов дела, "дата" в 10 часов 00 минут сотрудниками филиала "Магаданэнергосбыт" ПАО ЭиЭ "Магаданэнерго" в ходе проверки объекта "Водозабор", расположенного по адресу: "адрес", выявлено самовольное (безучетное) подключение электропотребителя МУП "Комэнерго" к электрической сети (л.д. 4-8).
На основании распоряжения КУМИ Хасынского городского округа от 20 января 2016 года N 11 здание насосной станции (объект "Водозабор") закреплено за МУП "Комэнерго" на праве хозяйственного ведения (л.д. 24-25).
В период с 01 января 2016 года по 31 марта 2016 года, т.е. на момент выявления энергоснабжающей организацией самовольного (безучетного) подключения МУП "Комэнерго" к электрической сети, директором предприятия на основании срочного трудового договора являлся Храпков А.Л. (л.д. 19-20).
В соответствии с положениями статьи 2.4. КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Храпков А.Л., замещая в период с "дата" по "дата" должность директора МУП "Комэнерго", был обязан обеспечивать соблюдение юридическим лицом, руководителем которого он являлся, требований действующего федерального законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики.
Таким образом, действия должностного лица Храпкова А.Л., выразившиеся в самовольном подключении МУП "Комэнерго" к электрической сети, а также безучетном потреблении указанным юридическим лицом электрической энергии, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19. КоАП РФ.
Факт совершения Храпковым А.Л. административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении, составленным УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Хасынскому району И., из содержания которого следует, что Храпков А.Л. с ним согласен (л.д. 3); актом ПАО "Магаданэнерго" от 28 января 2016 года N 001193 о безучетном потреблении электроэнергии (л.д. 5-8); объяснениями инженера-инспектора ПАО "Магаданэнерго" Б. (л.д. 10-11); объяснениями электромонтера МУП "Комэнерго" М. (л.д. 12); свидетельством о постановке на налоговый учет МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области (л.д. 15); свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице - МУП "Комэнерго" Хасынского округа г. Магадана (л.д. 16); распоряжением КУМИ Хасынского городского округа от 31 декабря 2015 года N 38 "О заключении трудового договора с Храпковым А.Л." (л.д. 19); приказом МУП "Комэнерго" Хасынского района Магаданской области от 31 декабря 2015 года N 631 "О назначении директора МУП "Комэнерго" (л.д. 20).
Указанные доказательства получили надлежащую правовую оценку на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в соответствии с правилами статьи 26.11. КоАП РФ. Выводы судьи о виновности Храпкова А.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП РФ, мотивированы, каких-либо оснований сомневаться в их правильности не имеется.
Принимая во внимание характер совершенного Храпковым А.Л. административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны собственности, данные о его личности, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства (признание вины в совершении административного правонарушения), а также отсутствие отягчающих обстоятельств, судья Хасынского районного суда правомерно назначил ему административное наказание в виде административного штрафа в размере " ... ".
Данное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 7.19 КоАП РФ, отвечает целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1. КоАП РФ, и не может быть признано суровым.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года N 49 АП 023468 в отношении должностного лица - директора МУП "Комэнерго" Храпкова А.Л. составлен неуполномоченным должностным лицом, т.е. является недопустимым доказательством, которое не может быть положено в основу обжалуемого судебного постановления, является несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии с нормами частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года N 49 АП N023468 составлен в отношении должностного лица - Храпкова А.Л. участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по Хасынскому району капитаном полиции И. (л.д. 3).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении определяются с учетом положений, содержащихся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативных актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 28.3. КоАП РФ (подпункт 1) установлено, что должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.19. КоАП РФ.
В соответствии с приказом МВД России от 05 мая 2012 года N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию" участковые уполномоченные полиции отделов и отделений МВД России по районам и иным муниципальным образованиям включены в Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в части 2 статьи 28.3. КоАП РФ (в том числе по статье 7.19. КоАП РФ) (пункт 4.3.).
Таким образом, вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении от 12 февраля 2016 года N 49 АП N023468 составлен уполномоченным должностным лицом (должностным лицом полиции), с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 28.3. КоАП РФ.
То обстоятельство, что в соответствии с положениями пункта 38 части 2 статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.19. КоАП РФ в отношении должностных лиц в части самовольного подключения к электрическим сетям, а также самовольного (безучетного) использования электрической энергии, вправе также составлять должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор (Ростехнадзор и его территориальные органы), на правильность выводов судьи о привлечении Храпкова А.Л. к административной ответственности не влияет.
Должностные лица Ростехнадзора наделены правом составлять вышеуказанные протоколы лишь по выявленным ими в ходе государственного энергетического надзора фактам нарушений должностными лицами законодательства в области электроэнергетики, что соответствует требованиям Приказа Ростехнадзора от 30 июня 2009 года N 588 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
В рамках рассмотрения настоящего дела факт самовольного (безучетного) подключения МУП "Комэнерго" к линии электроснабжения выявлен ПАО энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (филиалом), которое является коммерческой организацией, т.е. к числу органов, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор, не относится.
С учетом изложенного, полагаю, что дело рассмотрено судьей Хасынского районного суда без процессуальных нарушений, при рассмотрении дела полно и всесторонне установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, они подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, и получили правильную правовую оценку в обжалуемом постановлении.
При таком положении, оснований к отмене оспариваемого постановления, в том числе по доводам жалобы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматриваю.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Хасынского районного суда Магаданской области от 16 марта 2016 года оставить без изменения, а жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Храпкова А.Л., - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.