Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кречетова А.А., Кошкиной М.Г.,
при секретаре судебного заседания Ширдармаевой Э.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2016 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда
гражданское дело по иску Комякевич Л.М., Божайкина Н.Т., Тега Е.С., Махнева И.В., Тега Д.С. к администрации Среднеканского городского округа, Министерству экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, Министерству финансов РФ, ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Тега Е.С. на решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 17 февраля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кошкиной М.Г., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Комякевич Л.М., Божайкин Н.Т., Тега Е.С., Махнев И.В., Тега Д.С.обратились в суд с иском к администрации Среднеканского городского округа, комитету экономики администрации Магаданской области, указав в его обоснование, что являлись участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" и стояли в очереди на получение жилья в центральных районах страны в соответствии с программой переселения из районов Крайнего Севера, ежегодно подтверждали свое право на участие в подпрограмме, предоставляя все необходимые документы.
15 мая 2012 года Комякевич Л.М. был получен государственный жилищный сертификат на ее имя и четырех членов семьи. Размер выплаты был уменьшен на " ... " - балансовую стоимость квартиры, проданной ее мужем Божайкиным Н.Т. в "дата".
19 ноября 2012 года Комякевич Л.М. предоставила в Отдел экономики администрации муниципального образования "Среднеканский район" заявление на замену государственного жилищного сертификата, оригинал государственного жилищного сертификата, а также заявление об изменении региона вселения.
14 июня 2013 года Комякевич Л.М. был получен государственный жилищный сертификат. Размер выплаты был уменьшен на " ... ". В данную сумму вошли денежные средства за отчуждение жилых помещений: " ... " за комнату в "адрес", " ... " за квартиру в "адрес", принадлежащие Божайкину Н.Т., " ... " за квартиру в "адрес", принадлежащую Тега Е.С.
Истцы считают такое уменьшение суммы государственного жилищного сертификата незаконным, поскольку сделки по отчуждению имущества были проведены до вступления в законную силу изменений в статью 6 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", то есть до 01 января 2012 года.
Кроме того, указывали на увеличение стоимости 1 кв. м. в 2013 году, по сравнению с 2012 годом. Разница составляла 1700 рублей за 1 кв. м.
Уточнив исковые требования, просили суд взыскать с ответчиков недополученную сумму социальной выплаты на приобретение жилья в размере " ... ", доплату суммы субсидии по измененной стоимости 1 кв. м. на дату повторной выдачи сертификата в размере " ... ", а также расходы по уплате государственной пошлины.
Определением от 27 ноября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области.
Определением от 25 декабря 2015 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области.
17 февраля 2016 года Среднеканским районным судом Магаданской области вынесено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением, Тега Е.С. подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что предыдущая редакция Федерального закона N 125-ФЗ не содержала условия об уменьшении размера жилищной субсидии при отчуждении жилого помещения третьим лицам.Отчуждение жилых помещений, расположенных по адресам "адрес" было произведено до вступления в законную силу указанных изменений в законе.
Обращает внимание, что Тега Е.С. при вступлении в Подпрограмму не давала обязательства о безвозмездном отчуждении квартиры по адресу: "адрес". Божайкин Н.Т. также не давал обязательства по отчуждению жилых помещений по адресам: "адрес" Кроме того, указанные жилые помещения были отчуждены Божайкиным Н.Т. до признания его участником Подпрограммы.
Полагает, что судом ошибочно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в части изменения стоимости квадратного метра, поскольку приостановление действия жилищного сертификата не было добровольным со стороны Комякевич Л.М.
В возражениях относительно апелляционной жалобы истца администрация Среднеканского городского округа, Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области считают решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив их доводы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, предусмотрено Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
С целью выполнения государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, которая содержит подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - Подпрограмма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" (далее - Правила).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 125-ФЗ государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона N 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; норматива общей площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека; норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилого помещения по Российской Федерации; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную илимуниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (статья 6 Федерального закона N 125-ФЗ).
Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке (пункт 48 Правил).
В соответствии с пунктом 65 Правил социальная выплата считается предоставлено гражданину-участнику Подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи, представленному распорядителем счета.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 октября 1997 года Комякевич Л.М. обратилась с заявлением к главе администрации Среднеканского района о постановке на очередь для получения жилья в ЦРС (т. 1, л.д. 236).
27 июня 2006 года Комякевич Л.М. обратилась с заявлением к главе муниципального образования "Среднеканский район" о включении ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в категорию "граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионеры". В качестве членов семьи в заявлении были указаны дочь Тега Е.С., внуки Махнев И.В., Тега Д.С., а также адрес проживания: "адрес" (т. 1, л.д. 186).
Подписав указанное заявление, Комякевич Л.М. согласилась с условиями подпрограммы, в том числе с безвозмездной передачей жилого помещения, находящегося в ее собственности или в собственности членов ее семьи, в государственную или муниципальную собственность.
12 марта 2010 года Комякевич Л.М. вступила в брак с Божайкиным Н.Т., что подтверждается свидетельством о заключении брака (т. 1, л.д. 22).
10 июня 2010 года решением Среднеканского районного суда внуки Махнев И.С. и Тега Д.С. признаны членами семьи Комякевич Л.М. (т. 1, л.д. 17-18).
10 мая 2011 года Комякевич Л.М. обратилась с заявлением к главе муниципального образования "Среднеканский район" овключении ее в список граждан, изъявивших желание получить в 2012 году государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Московской области.В качестве членов семьи в заявлении были указаны дочь Тега Е.С., внуки Махнев И.В., Тега Д.С., а также адрес проживания: "адрес" (т. 1, л.д. 168).
17 апреля 2012 года Комякевич Л.М. обратилась с заявлением к главе муниципального образования "Среднеканский район" о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Краснодарского края (т. 1, л.д. 118-120).
Также Комякевич Л.М. было дано обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по адресу "адрес" (т. 1, л.д. 120).
15 мая 2012 года Комякевич Л.М. был выдан государственный жилищный сертификат на сумму " ... ". Сумма социальной выплаты была уменьшена на " ... ". Расчет производился на состав семьи из 5 человек, стоимость 1 кв. м. составила " ... " (т. 1, л.д. 15).
Стоимость сертификата была уменьшена на инвентаризационную стоимость квартиры, проданную Божайкиным Н.Т. 12 мая 2005 года (т. 1, л.д. 25-27).
Поскольку был выявлен факт наличия жилого помещения у Божайкина Н.Т., действие выданного жилищного сертификата былоприостановлено, Комякевич Л.М. для решения вопроса о замене жилищного сертификата было предложено предоставить заявление о замене государственного жилищного сертификата, оригинал выданного жилищного сертификата, справку о стоимости отчужденного жилого помещения по адресу: респ. Бурятия, "адрес" (т. 1, л.д. 33).
15 марта 2013 года Комякевич Л.М. обратилась с заявлением к главе муниципального образования "Среднеканский район" о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории "адрес" (т. 1, л.д. 92-93).
Также Комякевич Л.М. было дано обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по адресу "адрес" (т. 1, л.д. 94).
30 мая 2013 года Комякевич Л.М. был выдан государственный жилищный сертификат на сумму " ... ". Сумма социальной выплаты была уменьшена на " ... ". Расчет производился на состав семьи из 5 человек, стоимость 1 кв. м. составила " ... " (т. 1, л.д. 15).
Стоимость сертификата была уменьшена на инвентаризационную стоимость квартиры, проданной Божайкиным Н.Т. 12 мая 2005 года ( " ... "), инвентаризационную стоимость квартиры, проданной Тега Е.С. 26 февраля 2007 года ( " ... "), инвентаризационную стоимость комнаты, отчужденной Божайкиным Н.Т. по договору дарения от 12 января 2010 года ( " ... ") (т.1, л.д. 25-29, 99).
Полученный истцами государственный жилищный сертификат был реализован 04 июля 2013 года, о чем свидетельствует договор купли-продажи жилого дома с земельным участком (т. 1, л.д. 35-36).
18 июля 2013 года были выданы свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом (т. 1, л.д. 37-41).
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер спорного правоотношения между сторонами и в соответствии с подлежащими применению нормами материального права на основании установленных обстоятельств дела, имеющих значение для его правильного рассмотрения, пришел к выводу о том, что замена сертификата произведена в связи с изменением региона вселения и в связи с непредоставлением получателем сертификата и членами его семьи в уполномоченный орган полной информации о произведенных сделках по отчуждению жилья, на уменьшение суммы социальной выплаты на вырученную от продажи жилья сумму как на условие участия в подпрограмме Комякевич Л.М. согласилась при подаче заявления о признании её участником подпрограммы, что при установленном факте реализации Комякевич Л.М. полученного сертификата свидетельствует об отсутствии как доказательств недостаточности фактически предоставленной суммы социальной выплаты, так и об отсутствии нарушения права истца на приобретение жилого помещения путем реализации сертификата и влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы по поводу неправомерности учета стоимости отчужденных жилых помещений, принадлежащих Тега Е.С. и Божайкина Н.Т., основан на неверном толковании норм материального права, вследствие чего не может быть принят судебной коллегией во внимание.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 года N 8513-ИП/07 нормой закона не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера жилищной субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Правилами, в рамках выполнения мероприятий Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, при расчете размера жилищной субсидии необходимо учитывать все сделки, совершенные вышеуказанными гражданами-участниками Подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.
Поскольку Тега Е.С., Божайкин Н.Т. являются членами семьи участника Подпрограммы, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для учета отчужденных указанными гражданами жилых помещений при уменьшении размера социальной выплаты.
Выводы суда первой инстанции относительно внесенных в Федеральный закон N 125-ФЗ изменений являются убедительными и обоснованными, с которыми у судебной коллегии нет оснований не согласиться.
Довод истца об увеличении стоимости квадратного метра жилого помещения не может быть принят во внимание ввиду следующего.
В силу статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Поскольку сертификат был заменён в связи с тем, что истцом не была предоставлена информация о произведенных сделках по отчуждению жилья, а также изменен регион вселения, то не имеется оснований для перерасчета стоимости 1 кв. м. жилого помещения, обоснованно применен п. 46 Правил. Вывод суда первой инстанции и в этой части является верным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеканского районного суда Магаданской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тега Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А. Ечин
Судьи
А.А. Кречетов
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.