СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
с участием прокурора Ковригиной О.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 25 апреля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя истца Генеральчик Л.В. - Жилина Н.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2016 года, по которому
в удовлетворении иска прокурора г. Сыктывкара в интересах Генеральчик Л.В. к ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми об обеспечении техническими средствами реабилитации отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителей истца Жилина Н.А. и Генеральчик С.И., представителя ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми Прудниковой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в интересах Генеральчик Л.В. к ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми о возложении обязанности обеспечить истца абсорбирующим бельем (впитывающими пеленками) в количестве 210 шт., подгузниками в количестве 540 шт. за период с апреля по декабря 2015 года в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в судебном заседании иск поддержала.
Генеральчик Л.В. участия в судебном заседании не приняла, извещена надлежащим образом.
Представитель ГУ РО ФСС России по Республике Коми возражала против иска.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней представитель истца Генеральчик Л.В. - Жилин Н.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального права.
Стороны о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явилась истец. Судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица в соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
Пунктом 22 Федерального перечня к техническим средствам реабилитации отнесены абсорбирующее белье и подгузники.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N240 от 07.04.2008 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правил обеспечение инвалидов техническими средствами).
В соответствии с пунктами 2 - 4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Генеральчик Л.В. является инвалидом ... , инвалидность установлена бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Генеральчик Л.В. определена нуждаемость последней в технических средствах реабилитации, а именно, впитывающих простынях (пеленках) в количестве 360 штук в год, подгузниках для взрослых в количестве 720 штук в год. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации - бессрочно. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации указан Фонд социального страхования Российской Федерации.
За период 2014-2015 года истцу предоставлено 900 подгузников, 720 пеленок.
Таким образом, за указанный период Генеральчик Л.В. не обеспечена подгузниками в количестве 540 штук и впитывающими простынями (пеленками) в количестве 210 штук.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенного законодательства, а также учитывая, что такой способ защиты прав как обязательство в натуральной выдаче ранее не предоставленных технических средств реабилитации с учетом их ежемесячного предназначения законом не предусмотрен и, исходя из сложившихся обстоятельств, не будет направлен на восстановление нарушенного права, отказал в удовлетворении иска прокурора г. Сыктывкара в интересах Генеральчик Л.В. к ГУ РО ФСС РФ по Республике Коми об обеспечении техническими средствами реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Как следует из части шестой статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н.
В силу пункта 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, абсорбирующим бельем, подгузниками, за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Таким образом, верным является вывод суда о том, что право инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошедший период может быть восстановлено только путем выплаты компенсации за понесенные затраты на такие средства.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда, выводов суда, изложенных в оспариваемом решении, не опровергает, о неправильности постановленного судом решения не свидетельствует. Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка в жалобе на судебную практику судов других регионов несостоятельна, так как в силу норм Гражданского процессуального кодекса РФ она не имеет преюдициального значения для данного дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает выводы суда по существу заявленных требований правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и требованиям закона. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Генеральчик Л.В. - Жилина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.