Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Глушенко Н.О., Савина А.И.
при секретаре Сосновской О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 25 января 2016 года по иску Поченты М.О. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск предъявлен по тем основаниям, что 25.10.2010 Поченты М.О. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ( ... ) кв.м, для ведения дачного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале ( ... ) в с. ( ... ). Постановлением N ( ... ) от 03.05.2012 администрация Прионежского муниципального района согласовала место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, утвердила акт о выборе земельного участка от 30.01.2012 и схему расположения земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет, истец обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от 04.03.2015 о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Между тем, администрацией района в письме от 13.04.2015 N ( ... ) было отказано с указанием на невозможность использования участка для дачного хозяйства в защитной полосе и водоохраной зоне водного объекта. Ссылаясь на положения статей 30-32 Земельного кодекса РФ, истец полагала отказ администрации района незаконным, просила обязать ответчика принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером ( ... ) в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда иск удовлетворен. Суд признал незаконным отказ администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от 13.04.2015 в предоставлении земельного участка в аренду Поченты М.О. Возложил на администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия обязанность в двухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу предоставить Поченты М.О. в аренду земельный участок с кадастровым номером ( ... ), расположенный в с ( ... ), площадью ( ... ) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, предназначенными в том числе, для ведения личного подсобного хозяйства, без проведения торгов.
Взыскал с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Поченты М.О. расходы по оплате государственной пошлины в размере ( ... ) руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Настаивает на том, что истцу правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, поскольку он находится в прибрежной защитной полосе озера Логмозеро, в границах 200-метровой прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта. Кроме того, Поченты М.О. после получения решения администрации района об отказе в предоставлении спорного земельного участка для ведения дачного хозяйства обратилась в администрацию Заозерского сельского поселения, уполномоченную с 01.03.2015 на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена с заявлением от 25.06.2015 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ( ... ) в аренду с указанием на возможность изменения вида разрешенного использования с "для ведения дачного хозяйства" на "для индивидуального жилищного строительства". 22.07.2015 постановлением администрации Заозерского сельского поселения изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ( ... ) на "индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками". 28.09.2015 Поченты М.О. направила заявление в администрацию Заозерского сельского поселения о предоставлении в аренду спорного земельного участка. 09.10.2015 исх.N ( ... ) администрация Заозерского сельского поселения сообщила Поченты М.О., что в соответствии с положениями ст.39.18 Земельного кодекса РФ администрацией Заозерского сельского поселения было размещено извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Заозерского сельского поселения zaozer.com, и в газете "Прионежье". Поскольку поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, администрация Заозерского сельского поселения приняла решение об отказе Поченты М.О. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и приняла решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка. Ранее 03.05.2012 постановлением администрации Прионежского муниципального района от 03.05.2012 N ( ... ) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в с. ( ... ), и предварительно согласовано место размещения дачного дома. Ссылаясь на положения п. 16 ст.34 Федерального закона N171-ФЗ, п.3 ст. 6 Земельного кодекса РФ ответчик считает, что после изменения вида разрешенного использования земельного участка по заявлению Поченты М.О. прекратило действие и решение, принятое органом местного самоуправления муниципального района, о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка с кадастровым номером ( ... ) для ведения дачного хозяйства, что, в свою очередь, привело к принятию администрацией Заозерского сельского поселения решения об отказе Поченты М.О. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка в соответствии с положениями ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу Поченты М.О. считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что поскольку Генеральный план и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения были утверждены 26 марта 2013 года, а решение о предварительном согласовании места размещения дачного дома было принято ответчиком 03 мая 2012 года, решение о предоставлении в аренду земельного участка должна была принимать администрация района. Указывает, что спорный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, которые в силу положений п. 2 ст. 7, ст. 85 Земельного кодекса РФ, должны использоваться в т.ч. для строительства в соответствии с установленным для них целевым назначением и зонированием территории, следовательно, вид разрешенного использования земельного участка соответствует правилам землепользования. Полагает, несостоятельным довод жалобы о том, что суд принял решение по незаявленным исковым требованиям, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вид разрешенного использования к уникальным характеристикам не относится, соответственно, доводы подателя жалобы, являются необоснованными.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации по доверенности Волкова А.А. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель истца по доверенности Филатов К.С. возражал по доводам апелляционной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 25.10.2010 Поченты М.О. обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью ( ... ) кв.м, для ведения дачного хозяйства, расположенного в кадастровом квартале ( ... ) в с. ( ... ). Постановлением N ( ... ) от 03.05.2012 администрация Прионежского муниципального района согласовала место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, утвердила акт о выборе земельного участка от 30.01.2012 и схему расположения земельного участка. После постановки земельного участка на кадастровый учет, истец обратилась в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением от 04.03.2015 о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Администрация Прионежского муниципального района РК в письме от 13.04.2015 N ( ... ) отказала истцу в предоставлении участка по тем мотивам, что законом не предусмотрено использование участка для дачного хозяйства в защитной полосе и водоохраной зоне водного объекта. Между тем решением N 3 от 26.03.2013 XXI сессии II созыва Совета Заозерского сельского поселения утвержден Генеральный план и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, согласно которому испрошенный участок находится в зоне Ж1- застройка индивидуальными жилыми домами, один из основных видов разрешенного использования которой предполагает размещение индивидуальных жилых домов общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и части таких домов, предназначенные для проживания одной семьи с придомовыми участками, в том числе, для ведения личного подсобного и дачного хозяйства.
Судом также установлено, что Паченты М.О. обратилась с заявлением от 25.06.2015 в администрацию Заозерского сельского поселения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ( ... ), в котором просила в случае необходимости изменить вид разрешенного использования данного земельного участка с вида разрешенного использовании "для ведения дачного хозяйства" на вид "для индивидуального жилищного строительства".
Постановлением администрации Заозерского сельского поселения от 22.07.2015 N ( ... ) изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, местоположение: ( ... ) "индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и часть таких домов, предназначенных для проживания одной семьи с придомовыми участками. Категория земель - земли населенного пункта. В письме от 09.10.2015 администрация Заозерского сельского поселения сообщила Поченты М.О. о том, что указанный земельный участок планируется к предоставлению с аукциона.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 г.) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015г.) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п. 2 ст. 32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г.).
В силу положений п. п. 2, 3 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующими с 01 марта 2015 г.) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
В случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Согласно пункту 16 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района государственная собственность на который не разграничена, предоставление такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Суд правильно применил нормы земельного законодательства и обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку решение администрацией района о предварительном согласовании объекта принято 03.05.2012 до утверждения Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, указанное решение о предварительном согласовании места размещения объекта в силу ранее действовавшего закона являлось основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый в аренду земельный участок для ведения дачного хозяйства, находится вблизи водных объектов озера ( ... )ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны 200 м) ручья ( ... ) (ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны 50 м), а именно в 45 и 210 метров от наиболее приближенных к нему границ, и его предоставление для ведения дачного хозяйства запрещено действующим законодательством, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку на момент обращения истца в администрацию района в Заозерском сельском поселении уже были утверждены Правила землепользования и застройки. Решением администрации Заозерского сельского поселения от 22.07.2015 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ( ... ) (индивидуальные малоэтажные жилые дома общим количеством этажей не более трех, включая мансардный этаж, и часть таких домов, предназначенных для проживания одной семьей с придомовыми участками) приведен в соответствие с Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения. Материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок формировался в установленном на тот период порядке, с соблюдением особенностей предоставления земельного участка для целей, связанных со строительством, не предусматривающем проведение торгов.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прионежского районного суда от 25 января 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.