Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Трофимовой М.В.,
судей Квасовой О.А., Федорова В.А.,
при секретаре П.К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.А.
гражданское дело по иску С.Т.В., С.Ю.А., С.В.Ю., З.Н.Ю., действующей в интересах несовершеннолетней З.Т.А., З.А.М. к управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, администрации городского округа г. Воронеж о признании отказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж от 18 августа 2015 года N 4113096 в предоставлении жилого помещения по норме предоставления и бездействия по исполнению обязанности предоставить жилое помещение при освобождении аварийного жилого помещения по норме предоставления незаконным,
о возложении обязанности предоставить отдельное жилое помещение - квартиру в г. Воронеже из расчета нормы предоставления, установленной в городском округе г. Воронеж по 14 кв.м на каждого при переселении из аварийного жилого помещения по адресу-
по апелляционной жалобе истцов
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 января 2016 года
(судья Шумейко Е.С.)
установила:
решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2014 года на администрацию городского округа г. Воронеж возложена обязанность предоставить С.Т. В., С.Ю.А, С.В. Ю., З.Н. Ю., действующей в интересах несовершеннолетних З.Т., З.А., жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу г. Воронеж, равнозначное по общей площади занимаемому по договору социального найма жилому помещению, расположенному по адресу: -, признанному в установленном порядке непригодным для проживания. В удовлетворении исковых требований о предоставлении квартиры в г. Воронеже из расчета по норме предоставления истцам отказано (л.д.26-29).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 14 мая 2015 года договор найма жилого помещения на комнату N - с указанными лицами расторгнут, они выселены из указанного жилого помещения и вселены в однокомнатную квартиру - на основании договора социального найма (40-41).
С.Т. В., С.Ю.А, С.В. Ю., З.Н. Ю., действующая в интересах несовершеннолетних З.Т., З.А., обратились в Управление жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж с заявлением о предоставлении жилого помещения при переселении из аварийного жилья по норме предоставления, ссылаясь на положения Закона Воронежской области от 20.11.2007 года N 132-ОЗ "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении из жилых помещений жилищного фонда Воронежской области, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции".
Управлением жилищных отношений Администрации городского округа город Воронеж от 18 августа 2015 года N 4113096 им отказано в предоставлении жилья по договору социального найма из расчета учетной нормы на человека ввиду вступившего в законную силу решения Советского районного суда от 14.05.2015 года (л.д.23-24).
Полагая свои жилищные права нарушенными, ссылаясь на признание семьи в установленном законом порядке малоимущей, истцы обратились в суд к Управлению жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж, администрации городского округа г. Воронеж с вышеуказанными исковыми требованиями, просили:
признать отказ Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 18 августа 2015 года N 4113096 в предоставлении жилого помещения по норме предоставления истцам и бездействие по исполнению обязанности предоставить жилое помещение при освобождении аварийного жилого помещения по норме незаконным;
обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить истцам отдельное жилое помещение - квартиру в г. Воронеже из расчета нормы предоставления, установленной в городском округе город Воронеж по 14 кв.м на каждого при переселении из аварийного жилого помещения по адресу - (Л.д. 8-13).
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 14 января 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований истцам (Л.д. 78, 79-80).
В апелляционной жалобе истцы ставят вопрос об отмене состоявшегося решения как постановленного с неправильным применением норм материального права, указывают на то, что оспариваемый отказ ответчика в улучшении их жилищных условий не являлся предметом судебного исследования по ранее принятым судебным решениям, таким образом, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, на основании чего просили принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме (Л.д. 92-96).
В судебное заседание явились: истцы С.Т.В., З.Н.Ю., представитель З.Н.Ю. - С.В.А., представитель ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж и третьего лица Администрации городского округа город Воронеж К.Я.А.
В судебное заседание не явились: истцы С.Ю.А., С.В.Ю., которые судом были надлежащим образом извещены, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Воронежского областного суда, о причинах неявки не сообщили, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебное заседание не представили.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, на момент рассмотрения дела, указанные лица, судебной коллегии не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения истца С.Т.В., истца З.Н.Ю. и ее представителя С.В.А., представителя ответчика и третьего лица К.Я.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Управлением жилищных отношений 18 августа 2015 года в письме N 4113096 З.Н.Ю. разъяснено, что предоставление ее семье жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным решением Воронежской городской Думы от 07 июля 2005 года N 102-II, невозможно, поскольку их переселение связано с освобождением ранее занимаемой жилплощади в доме -, признанного аварийным, состоялось на основании вступившего в законную силу решения суда, а не в связи с улучшением жилищных условий (Л.д. 23-24).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из положений части 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом установлено, что ответчиками выполнены обязанности, возложенные вышеприведенными судебными постановлениями от 17 декабря 2014 года и от 14 мая 2015 года по предоставлению равнозначного ранее занимаемому жилья в виде однокомнатной квартиры, в связи с их переселением из признанного аварийным дома.
Приказом Управления жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж от 22 июня 2015 года N 621 семья З.Н.Ю. (муж З.А.М., дочь З.Т.А., отец С.Ю.А., мать С.Т.В., брат С.В.Ю.) признана малоимущей в целях постановки на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, сроком на пять лет, с 26 мая 2015 года (Л.д. 18-19).
В соответствии со ст. ст. 49,87, 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом ( при передаче религиозным организациям жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, что предусмотрено ч.8 ст. 5 Жилищного кодекса РФ) гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предусмотренных федеральным законом оснований для предоставления истцам во внеочередном порядке жилого помещения по установленным нормам предоставления не имеется, что следует из анализа вышеприведенных норм.
В соответствии со ст.ст. 2-4 закона Воронежской области от 20.11.2007 года N132-ОЗ "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении из жилых помещений жилищного фонда Воронежской области, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу или реконструкции" основанием для переселения граждан из жилых помещений жилищного фонда Воронежской области является решение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, определяемого правительством Воронежской области, принимаемое в связи с:
(в ред. закона Воронежской области от 26.05.2009 N 59-ОЗ)
1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;
2) признанием в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;
3) переводом жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области принимает решение по каждому жилому помещению, подлежащему освобождению в связи с переселением по основаниям, указанным в статье 2 настоящего Закона Воронежской области (далее - Решение). В Решении указываются:
1) основания выселения из жилого помещения;
2) жилые помещения, подлежащие освобождению;
3) сроки освобождения жилого помещения;
4) общая площадь жилого помещения, подлежащего освобождению;
5) иные существенные условия, связанные с выселением и освобождением данного жилого помещения.
3. Решение является основанием для заключения договора социального найма или договора найма специализированного жилого помещения о предоставлении жилых помещений нанимателям в связи с переселением граждан из жилых помещений.
Переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
2. Гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
3. При улучшении жилищных условий гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи и признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма общей площадью на каждого члена семьи в пределах нормы предоставления, установленной Законом Воронежской области "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма".
4. При отказе граждан, указанных в части 1 настоящей статьи и признанных нуждающимися в жилых помещениях, от улучшения жилищных условий им предоставляется жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению по договору социального найма, и указанные граждане продолжают состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные положения содержатся в Решении Воронежской городской думы 27.11.2007 года N 250-II.
Доказательств, свидетельствующих о том, что истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, в материалы дела не представлено.
Анализ вышеприведенного Закона субьекта Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что лицам, а) переселяемым из домов, признанных непригодными для проживания в установленном законом порядке, и б) признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке независимо от времени признания их таковыми могут быть (во внеочередном порядке) предоставлены жилые помещения по соответствующим нормам предоставления в порядке улучшения жилищных условий.
Реализация вышеприведенных положений закона является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, что следует из содержания статьи 2 и преамбулы Закона.
Ссылка в апелляционной жалобе истцов на признание их малоимущими и имеющими право на заключение договора найма жилого помещения исходя нормы учета жилья на одного человека на основании приказа N 621 от 22 июня 2015 года не может повлиять на выводы суда первой инстанции, поскольку данный приказ дает право на предоставление жилья истцам в порядке улучшения жилищных условий в общеустановленном порядке, предусмотренном разделом III Жилищного кодекса РФ (то есть в порядке очередности).
Ссылки в апелляционной жалобе истцов на неприменение судом ст. 4 Закона Воронежской области от 20 ноября 2007 года N 132-ОЗ и решения Воронежской городской Думы от 27 ноября 2007 года N 250- II судебной коллегией не принимаются по изложенным выше основаниям.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, рассмотренным в суде первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, которые не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки, необоснованность их отражена в решении, содержащем исчерпывающие выводы.
Постановленное по делу решение не препятствует истцам реализации прав, предусмотренных жилищным законодательством на общих основаниях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.