Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.
судей Трофимовой М.В., Федорова В.А.
при секретаре ФИО1,-
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению Шепелева А.П. к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о включении в стаж муниципальной службы периода осуществления деятельности депутата
по апелляционной жалобе администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области
на решение Грибановского районного суда Воронежской области от 11 февраля 2016 года
(судья районного суда А.К. Силин)
УСТАНОВИЛА:
Шепелев А.П. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области включить ему в стаж муниципальной службы период осуществления депутатской деятельности в качестве депутата Грибановского районного Совета народных депутатов Воронежской области без отрыва от основной производственной и служебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 7 лет 6 месяцев 26 дней, и определить стаж муниципальной службы продолжительностью 22 года 1 месяц 3 дня, мотивировав заявленные требования тем, что согласно справки о стаже муниципальной службы, выданной администрацией Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, его стаж муниципальной службы составляет 14 лет 6 месяцев 7 дней, при этом, не был учтен период осуществления деятельности депутата Грибановского районного Совета народных депутатов Воронежской области без отрыва от основной производственной и служебной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает отказ ответчика во включении в его стаж муниципальной службы периода осуществления депутатской деятельности незаконным как не соответствующий положениям абз. 8 ст. 6 Закона Воронежской области от 26 марта 1999 года N 81- II -ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной службы" (л.д.3-4).
Решением Грибановского районного суда Воронежской области от 11 февраля 2016 года исковые требования Шепелева А.П. удовлетворены в полном объеме (л.д.86,87-89).
В апелляционной жалобе администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, отмечая, что Законом Воронежской области от 27.12.2012 года N196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области" не предусмотрено включение в стаж муниципальной службы периода деятельности депутата районного Совета народных депутатов без отрыва от основной производственной деятельности, нормативно-правовых актов, оформленных в соответствии с ч. 2 ст. 5 Законом Воронежской области от 27.12.2012 года N196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", о включении спорного периода в стаж муниципальной службы не издавалось (л.д.91-93).
В суде апелляционной инстанции представитель администрация Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение суда отменить.
Шепелев А.П. выразил не согласие с доводами апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Статьей 25 Федерального закона от 02.03.2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
Статья 10 Закона Воронежской области от 28.12.2007 года N 175-ОЗ "О муниципальной службе в Воронежской области" гласит, что исчисление стажа муниципальной службы и включение в него иных периодов деятельности муниципального служащего производится в порядке, определенном законом Воронежской области.
Статьей 6 Закона Воронежской области от 23.12.2008 г. N 139-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области" предусмотрено, что право на доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначаемой в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" имеет лицо, замещавшее выборную муниципальную должность на постоянной основе, не менее одного года непосредственно перед увольнением и уволенное в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет. В стаж муниципальной службы для назначения доплаты к страховой пенсии, указанной в абзаце первом настоящей части, включаются периоды работы (службы), установленные законодательством Воронежской области о порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности для назначения муниципальным служащим в Воронежской области пенсии за выслугу лет. Размер и порядок назначения доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначаемой в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", предусмотренной настоящим Законом Воронежской области, устанавливаются нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
На территории Воронежской области принят Закон Воронежской области от 27.12.2012 года N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", который устанавливает порядок исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, а также применяется при исчислении стажа муниципальной службы муниципальных служащих для установления муниципальным служащим надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также для назначения пенсии за выслугу лет.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 4 Закона Воронежской области от 27.12.2012 года N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области" в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат зачету периоды работы, включенные в установленном порядке в стаж муниципальной службы для исчисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе до вступления в силу настоящего Закона Воронежской области. В случае, если муниципальному служащему в установленном порядке в стаж муниципальной службы включены периоды работы (службы), предусмотренные частью 2 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области, они подлежат зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шепелев А.П. обратился в администрацию Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с заявлением об определении ему продолжительности муниципального стажа на основании ст. 4 Закона Воронежской области от 27.12.2012 г. N 196-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", указав, что он получал ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, исходя из периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период службы по призыву в рядах Советской Армии (4 года 14 дней - один день военной службы за два дня работы); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной производственной деятельности (7 дней 7 месяцев 23 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - замещение выборной должности главы Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (всего 5 лет 5 месяцев 23 дня), а также просил включить в стаж муниципальной службы период (не более 5 лет) отдельных должностей руководителей на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности директора ОАО "Монтажник" (л.д.10).
Решением комиссии по определению стажа муниципальной службы администрации Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность стажа муниципальной службы Шепелева А.П. была определена 14 лет 6 месяцев 7 дней, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в рядах Советской Армии по призыву (4 года 14 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности директора ООО "Монтажник"(5 лет); 23 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - замещение выборной муниципальной должности главы Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области (5 лет 5 месяцев 23 дня) (л.д.28).
Из материалов дела следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без отрыва от основной работы осуществлял деятельность депутата Грибановского районного Совета народных депутатов и депутата Совета народных депутатов Грибановского муниципального района. С ДД.ММ.ГГГГ Шепелев А.П. является получателем пенсии по возрасту (в настоящее время страховой пенсии) (л.д. 11,12,14,74,75,73).
Разрешая спорные правоотношения сторон и удовлетворяя заявленные требования Шепелева А.П. в части включения в стаж муниципальной службы периода осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной производственной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из положений абз. 8 ст. 6 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N- II-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной службы", введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, ч. 2 ст. 4 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ NЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", Постановления Конституционного суда Российской Федерации N-П от ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия по гражданским делам не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
В период разрешения вопроса об установлении пенсии истцу за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы, действовал и действует Закон Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", который регламентирует порядок зачета в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности и порядок исчисления стажа муниципальной службы и который не предусматривает включение в стаж муниципальной службы периода осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
Положение о стаже муниципальной службы муниципальных служащих в Грибановском городском поселении, утвержденное решением Совета народных депутатов Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области N от ДД.ММ.ГГГГ также не предусматривает включение в стаж муниципальной службы периода осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
При разрешении спора, суд первой инстанции применил положения ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципальных служащих в Воронежской области", предусматривающие, что в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет подлежат зачету периоды работы, включенные в установленном порядке в стаж муниципальной службы для исчисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе до вступления в силу настоящего Закона Воронежской области. В случае, если муниципальному служащему в установленном порядке в стаж муниципальной службы включены периоды работы (службы), предусмотренные частью 2 статьи 2 настоящего Закона Воронежской области, они подлежат зачету в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и выплаты единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Однако материалами дела не подтверждено и истцом не было предоставлено доказательств, подтверждающих тот факт, что период осуществления Шепелевым А.П. депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке был включен в стаж его муниципальной службы для исчисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в период замещения им выборной муниципальной должности главы Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что в период замещения истцом выборной муниципальной должности главы Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области ему была назначена надбавка к должностному окладу за стаж муниципальной службы в размере 30 %, что, как указывает истец, соответствует стажу муниципальной службы более 15 лет, не подтверждает факт включения в установленном порядке периода осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж его муниципальной службы для исчисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в период замещения им выборной муниципальной должности главы Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, поскольку из материалов дела следует, что данная надбавка была назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением и дополнением в решение Совета народных депутатов Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N "О денежном довольствии выборных должностных лиц местного самоуправления ... ", которые установили исчисление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в зависимости от общего трудового стажа (д.41-42).
Анализ штатного расписания администрации Грибановского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ год показал, что истцу была назначена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 15 %, что соответствует согласно Положению об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления ... , утвержденного решением Совета народных депутатов Грибановского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, стажу муниципальной службы от 10 до 15 лет.
Судебная коллегия отмечает, что абзац 8 статьи 6 Закона Воронежской области от 26 марта 1999 года N 81-II-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной службы", введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве периодов службы (работы), включаемых в стаж государственной службы в соответствии с законодательством предусматривал время осуществления депутатской, деятельности как на постоянной профессиональной основе, так и без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
Однако, как в период замещения истцом выборной муниципальной должности главы Грибановского городского поселения, так и в период разрешения вопроса об определении стажа муниципальной службы Закон Воронежской области от 26.03.1999 г. N 81-II-ОЗ "О порядке исчисления стажа государственной службы" утратил силу в связи с принятием Закона Воронежской области от 02.07.2008 г. N 60-ОЗ "О стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области", положения которого не предусматривают включение в стаж государственной службы периода осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
Пенсионное обеспечение в силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Данная правовая позиция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 года N 698-О-О, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Следовательно, поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих.
Следовательно, вывод суда первой инстанции со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П о том, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, нельзя признать правильным.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, и в отсутствие предусмотренных законом оснований включил в стаж муниципального службы истцу период осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
При установлении оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, в том числе нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации), суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия отменяет решение Грибановского районного суда Воронежской области от 11 февраля 2016 года и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шепелева А.П.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Грибановского районного суда Воронежской области от 11 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Шепелева А.П. к администрации Грибановского городского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области о включении в стаж муниципальной службы периода осуществления деятельности депутата отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.