Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре (ФИО)4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Нижневартовского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным, включении периодов в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.
Признать протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (номер) от (дата) незаконным.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить периоды службы (ФИО)1 в составе Вооруженных Сил (ФИО)2 с (дата) по (дата) в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включить период работы (ФИО)1 с (дата) по (дата) в клубе речников " "данные изъяты"" в педагогический стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", за исключением периодов, в которых предоставлялись отгулы: с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата).
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры назначить истцу пенсию в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" с 28 июля 2015 года - дня первоначального обращения за назначением трудовой пенсии.
В остальной части иска (ФИО)1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Нижневартовску и Нижневартовского района отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Мироненко М.И., объяснения представителя ответчика (ФИО)5, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения истца (ФИО)1, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец (ФИО)1 обратился в суд с иском к ответчику Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее ГУ-УПФ РФ в (адрес)) о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, возложении обязанности по назначению пенсии с (дата), мотивируя исковые требования следующим. (дата) истец подал в ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". (дата) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа. При подсчете продолжительности специального стажа пенсионным органом не приняты к зачету: период работы истца со (дата) по (дата) год в клубе речников " "данные изъяты"" и период службы в составе Вооруженных Сил (ФИО)2 с (дата) по (дата) год. Истец считает отказ ГУ-УПФ РФ в (адрес) во включении в стаж педагогической деятельности указанных периодов необоснованным, нарушающим его право на получение досрочно страховой пенсии по старости.
В судебном заседании истец (ФИО)1 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в (адрес) (ФИО)6 исковые требования не признала.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ-УПФ РФ в (адрес) выражает несогласие с постановленным по делу решением суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Приводимые в жалобе доводы аналогичны доводам возражения на иск. Указывает, что работа в должностях, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, может быть включена в специальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работником только в тех случаях, когда филиалы, структурные подразделения осуществляли свою педагогическую деятельность на правах самостоятельного юридического лица. При включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода работы истца с (дата) по (дата) в должности начальника клуба речников " "данные изъяты"" судом не учтено, что лица, работающие в структурных подразделениях учреждений, не предусмотренных Списком, не имеют права на пенсию за выслугу лет. Период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил (ФИО)2 с (дата) по (дата) год не подлежит включению в специальный стаж, так как в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением (ФИО)2 от (дата) (номер), истцом на (дата) не выработано 2/3 специального стажа.
В возражении на апелляционную жалобу истец (ФИО)7 указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика и законность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела, (дата) истец обратился в ГУ-УПФ РФ в (адрес) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии по пенсионным вопросам от (дата) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности педагогического стажа.
При подсчете продолжительности специального стажа пенсионным органом не принят к зачету период работы истца с (дата) по (дата) в качестве начальника в клубе речников " "данные изъяты"", поскольку структурные подразделения учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Кроме того, не включен в педагогический стаж период прохождения службы в составе Вооруженных Сил (ФИО)2 с (дата) по (дата).
Разрешая требования истца, суд пришёл к выводу о необходимости включения спорных периодов в педагогический стаж и назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с учетом этих периодов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Довод ответчика об отсутствии условий для включения в педагогический стаж периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил (ФИО)2 является необоснованным.
Как усматривается из военного билета, (ФИО)1 с (дата) по (дата) проходил службу в Вооруженных Силах (ФИО)2.
В указанный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно п. 4 вышеназванного Положения время службы в армии засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
По смыслу указанной нормы права 2/3 стажа работы по специальности работнику требовалось иметь на момент обращения за назначением пенсии.
Учитывая, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (с учетом оспариваемых периодов), им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Судебная коллегия считает необоснованными утверждения ответчика о том, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР при наличии 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено на момент утраты силы названного Постановления - до 01 октября 1993 года. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, и части 1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно указывал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Также судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истца периода работы со (дата) по (дата) в качестве начальника в клубе речников " "данные изъяты"", поскольку вступившим в законную силу решением Нижневартовского городского суда от (дата) установлен специальный стаж истца в спорный период времени. Данное решение имеет преюдициальный характер для рассматриваемого спора, ответчиком в установленном порядке не оспаривалось.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения. Оснований для пересмотра судебного решения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске - без удовлетворения.
Председательствующий: Ишимов А.А.
Судьи: Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.