Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В.,
судей Силаевой Н.Л., Морозовой Л.С.,
при секретаре Новиковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Романовой В.В. дело по апелляционной жалобе Хоменко О.Л. на решение Калужского районного суда Калужской области от 05 ноября 2015 года по делу по иску Хоменко О.Л., Хоменко И. В., Хоменко К. О., Ковалевой Ю. О. к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности принять на учет нуждающихся, включении в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛА:
15 сентября 2015 года Хоменко О.Л., Хоменко И.В., Хоменко К.О., Ковалева Ю.О. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и, уточнив исковые требования, просили признать незаконным решение ответчика N 40-22/38 от 26 сентября 2013 года об отказе в принятии Хоменко О.Л. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать их право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать ответчиков принять Хоменко О.Л. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 28 июля 2010 года, и включить в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что Хоменко О.Л. 07 июня 2010 года был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 20 лет. На момент увольнения и до настоящего времени проживает с семьей составом из четырех человек: он, жена Хоменко И.В., дочери Хоменко К.О., Ковалева Ю.О. в служебной трехкомнатной квартире, находящейся на территории закрытого военного городка. В сентябре 2013 года Хоменко О.Л. обратился к ответчику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако решением N 40-22/38 от 26 сентября 2013 года истцу в удовлетворении заявления было отказано.
Истцы Хоменко К.О., Ковалева Ю.О., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании истцы Хоменко И.В., Хоменко О.Л., представляющий также интересы Хоменко К.О. и Ковалевой Ю.О., представитель истца Хоменко О.Л. Шаменин В.В. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика Федерального Государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Глебова О.В. иск не признала.
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 05 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Выслушав Хоменко О.Л., Хоменко И.В., представителя Хоменко О.Л. Шаменина В.В., поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Хоменко О.Л. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Приказом командира войсковой части 43176 от 07 июня 2010 года N 023 Хоменко О.Л. был уволен с военной службы в запас на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с организационно-штатными мероприятиями. На день увольнения общая выслуга лет истца в Вооруженных Силах составила 20 лет 09 месяцев 17 дней.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 21 июня 2010 года Хоменко О.Л. исключен из списков личного состава части с 21 июня 2010 года.
Хоменко О.Л. совместно с членами своей семьи женой Хоменко И.В. и дочерьми Хоменко К.О., Ковалевой Ю.О., на основании ордера N 50 от 13 июля 2004 года, выданного КЭЧ 78 Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, проживают и зарегистрированы по месту жительства в трехкомнатной квартире общей площадью 60,88 кв.м., расположенной по адресу: "адрес".
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р жилой фонд Козельского гарнизона включен в перечень закрытых военных городков.
Распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области N 486-р от 31 августа 2007 года вышеуказанное жилое помещение отнесено к служебному помещению, находящемуся в оперативном управлении войсковой части 61683.
В заявлении от 28 июля 2010 года на имя командира войсковой части Хоменко О.Л. просил о включении его и членов его семьи в списки граждан, изъявивших желание на перемену места жительства в "адрес" в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно справке ВрИО начальника ФГ КЭУ "58 ЭТК" (войсковая часть 61683) N 21 от 03 марта 2011 года Хоменко О.Л. состоит в списках очередников на отселение из закрытого военного городка "адрес" под N 557 от 28 июля 2010 года в "адрес".
27 августа 2013 года Хоменко О.Л. и члены его семьи Хоменко И.В., Хоменко К.О., Ковалева Ю.О. обратились в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ N 40-22/38 от 26 сентября 2013 года Хоменко О.Л. отказано в принятии на учет в связи с тем, что на дату подачи заявления он не является военнослужащим, в связи с чем, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации, отсутствует.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Таким образом, из материалов дела следует, что при увольнении с военной службы на основании заявления от 28 июля 2010 года о включении в списки граждан, изъявивших желание на перемену места жительства, органом жилищного учета Хоменко О.Л. был включен в список очередников на отселение из закрытого военного городка в "адрес". При этом в период прохождения военной службы и при увольнении с военной службы органом жилищного учета Хоменко О.Л. не признавался нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Решение органа жилищного учета истцом в установленном порядке не оспаривалось.
При таких обстоятельствах у ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для удовлетворения заявления истцов о признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поданного ими после увольнения Хоменко О.Л. с военной службы.
Учитывая изложенное суд вынес обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных истцами требований и оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, свидетельствующих о наличии оснований для изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 05 ноября 2015 года по делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хоменко О.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.