судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Захаровой С.В., Будько Е.В.,
при секретаре Гульовской О.Р.,
с участием Ухабиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой С.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ по Арзамасскому району Нижегородской области, возражениям на нее
на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 февраля 2016 года
по гражданскому делу по иску Ухабиной М.Ю. к ГУ УПФ РФ по Арзамасскому району Нижегородской области понуждении включить в специальный стаж работы периоды и назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Ухабина М.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Арзамасскому району Нижегородской области о понуждении включить в специальный стаж работы периоды и назначить досрочную пенсию по старости.
Исковые требования Ухабиной М.Ю. мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением N года в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, не включен период работы в качестве работы фельдшера в ООО " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ года (03 года 03 мес. 10 дней), так как данное учреждение не предусмотрено Списками учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку в спорный период ей выполнялась работа в структурном подразделении, оказывающим лечебную деятельность по охране здоровья населения - здравпункте ООО " "данные изъяты"". При выполнении служебных обязанностей при занятости в полный рабочий день она в первую очередь выполняла обязанности по оказанию работникам фабрики медицинской помощи, т.е. выполняла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Отчеты о работе здравпункта, о проведении диспансеризации, приемов сотрудников ею направлялись в Выездновскую участковую больницу. К профессиональной деятельности в качестве фельдшера ООО " "данные изъяты"" допускалось лицо, получившее среднее медицинское образование и диплом по специальности, что аналогично требованиям к специалистам в области сестринского дела.
В связи с изложенным Ухабина М.Ю. просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности фельдшера в ООО " "данные изъяты"" в льготном исчислении один год как один год и три месяца, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 февраля 2016 года исковые требования Ухабиной М.Ю. удовлетворены.
С стаж работы Ухабиной М.Ю., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в качестве фельдшера в ООО " "данные изъяты"" в льготном исчислении (один год работы как один год и три месяца).
На ГУ - Управление Пенсионного фонда по Арзамасскому району Нижегородской области возложена обязанность назначить Ухабиной М.Ю. досрочную пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ года.
В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда по Арзамасскому району Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявителем жалобы указано, что представленные в дело доказательства не подтверждают наличие в ООО " "данные изъяты"" такого структурного подразделения как медпункт или кабинет. Согласно трудовой книжке истец работала в спорный период не в лечебно-профилактическом учреждении, а филиале N3 Горьковского производственного обувного объединения. Кроме того, суд не учел разъяснения п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В возражениях на апелляционную жалобу Ухабина М.Ю. просит решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2003 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения с ноября 2002 г., предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Исходя из вышеприведенных норм права и разъяснений следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте вышеназванных Правил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года Ухабина М.Ю. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Арзамасскому району Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда по Арзамасскому району Нижегородской области N. Ухабиной М.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. По мнению ответчика, специальный трудовой стаж истца составляет 26 лет 08 месяцев и 01 день, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В специальный трудовой стаж Ухабиной М.Ю. не был включен, в том числе, период работы в качестве фельдшера в ООО " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку данное учреждение не предусмотрено списками.
С указанным решением об отказе в назначении пенсии Ухабина М.Ю. не согласилась, что и послужило основанием для возникновения настоящего спора.
Из трудовой книжки следует, что в период ДД.ММ.ГГГГ года Ухабина М.Ю. работала фельдшером в ООО " "данные изъяты"" (до реорганизации - Выездновская обувная фабрика, филиал N3 Горьковского производственного обувного объединения, Малое государственное предприятие " "данные изъяты""), что также подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ., штатным расписанием за ДД.ММ.ГГГГ., инвентаризационным планом, выпиской из оборотной ведомости за ДД.ММ.ГГГГ год, инвентарной карточкой, авансовым отчетом от ДД.ММ.ГГГГ., счетом N от ДД.ММ.ГГГГ., выпиской из ведомости учета основных средств за ДД.ММ.ГГГГ год, справкой N от ДД.ММ.ГГГГ. о переименовании организации, а также показаниями свидетелей ФИО15. и ФИО16
Суд, проверив доводы истца, пришел к верному выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. Ухабина М.Ю. работала в качестве фельдшера в структурном подразделении (медпункте) организации - Выездновской обувной фабрики, реорганизованной в ДД.ММ.ГГГГ г. в ТОО (ООО) " "данные изъяты"", не входящей в систему здравоохранения, где осуществляла медицинскую деятельность по оказанию работникам фабрики медицинской помощи.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вышеуказанный спорный период в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 мес. (как работу в сельской местности) и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ г.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
По делу представлена достаточная совокупность относимых и допустимых доказательств того, что истец, работая фельдшером на Выездновской обувной фабрике (ООО " "данные изъяты""), входила в штатный состав данной организации, получала заработную плату, работая при этом в медпункте, обеспечиваемом медикаментами и необходимым медоборудованием за счет средств фабрики.
При таких обстоятельствах суд обоснованно оценил представленные доказательства в их совокупности и верно указал на доказанность осуществления истцом в спорный период медицинской деятельности в структурном подразделении организации (медпункте, кабинете) в сельской местности.
Указание заявителем жалобы на то, что согласно трудовой книжке истец работала в спорный период не в лечебно-профилактическом учреждении, а филиале N3 Горьковского производственного обувного объединения, и согласно разъяснениям п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений, не может служить основанием для отмены принятого по делу решения, поскольку указанные в п. 17 данного постановления разъяснения в рассматриваемом деле применению не подлежат.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Основываясь на изложенном, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.