НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 27 апреля 2016 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,
с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Торекс" ФИО5, представителя Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО6, представителя Губернатора Нижегородской области ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торекс" о признании не действующей актуальной редакции статьи 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торекс" (далее - ООО "(далее - ООО "Торекс") первоначально обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Закона Нижегородской области от 26.02.2016 года N20-З "О внесении изменения в статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях".
При рассмотрении дела в суде административный истец изменил заявленное требование, просил вместо признания не действующим указанного Закона Нижегородской области от 26.02.2016 года N20-З "О внесении изменения в статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях" признать не действующей саму статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП Нижегородской области) в актуальной редакции. Судом к производству приняты уточненные требования.
В обоснование заявленных требований административный истец ООО "Торекс" указало, что осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов, может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.16.2 КоАП Нижегородской области.
Полагает, что статья 5.16.2 КоАП Нижегородской области противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно статье 1.3 и статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так как статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области устанавливается административная ответственность за состав административного правонарушения, охваченного статьей 8.2 КоАП Российской Федерации; оспариваемая правовая норма принята за пределами компетенции субъекта Российской Федерации.
В поданном в суд административном исковом заявлении ООО "Торекс" также указало, что в силу положений статей 1.1, 1.3, 1.3.1 КоАП Российской Федерации административная ответственность за нарушение требований обращения с отходами может быть установлена только законодательством Российской Федерации. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании и ином обращении с отходами производства и потребления должны квалифицироваться по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Также административный истец указал в административном исковом заявлении о том, что полномочия регионального законодателя по нормативному регулированию обращения с отходами ограничены исключительно правом на установление порядка приема или поступления от физических лиц и юридических лиц твердых коммунальных отходов. Право на регулирование вопросов транспортирования, размещения и прочих действий, составляющих содержание процесса обращения с отходами, региональному законодателю не предоставлено. Такое право принадлежит исключительно Российской Федерации, поэтому устанавливать административную ответственность за нарушение порядка организации деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов субъект Российской Федерации не наделен. Нарушение порядка сбора и приема отходов также охвачено диспозицией статьи 8.2 КоАП Российской Федерации, в связи с чем ее дублирование на региональном уровне недопустимо.
Наделяя субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями в области обращения с отходами, федеральный законодатель определилв статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не законодательством субъекта Российской Федерации.
Также административный истец указал в административном исковом заявлении на неопределенность нормативного регулирования применительно к положениям статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области, так как диспозиция ст.5.16.2 КоАП Нижегородской области охватывает неопределенно широкий спектр правил и норм в области обращения с отходами, не содержит указаний на конкретные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность.
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде представитель ООО "Торекс" ФИО5 заявленные требования с учетом их изменения поддержал.
Указал, что Правительством Нижегородской области принято постановление от 25.01.2015 года N21 "Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области", которое принято с превышением полномочий и ограничивает конкуренцию на рынке обращения с отходами в Нижегородской области. Оспариваемая статья 5.16.2 КоАП Нижегородской области не может считаться законной, так как устанавливает административную ответственность за нарушение постановления Правительства Нижегородской области, принятого по вопросу, не подлежащему регулированию субъектом Российской Федерации.
Также указал в судебном заседании о том, что вопросы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к числу урегулированных Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N7 "Об охране окружающей среды", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденными приказом Минздрава СССР от 05 августа 1988 года N4690-88, СаНПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N64, и другими правовыми актами, регулирующими правоотношения в области охраны окружающей среды и санитарии, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Нижегородской области ФИО6 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Указала, что выводы ООО "Торекс" основаны на неправильном толковании норм права. Статьей 1.3.1 КоАП Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление законами субъектов Российской Федерации административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральным законом от 29.12.2014 года N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01 января 2016 года к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено, в том числе, утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также организация деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В связи с этим постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2016 года N21 утвержден новый Порядок организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области устанавливается ответственность за нарушение указанного Порядка.
Представитель административного ответчика Губернатора Нижегородской области ФИО4 требования административного искового заявления ООО "Торекс" также не признала. Указала в судебном заседании о том, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено, в том числе, утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время нормативный правовой акт Российской Федерации, утверждающий указанные правила, не принят. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.01.2016 года N21 утвержден Порядок организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Оспариваемой статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области на основании положений статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации установлена ответственность за нарушение указанного Порядка.
Также представитель административного ответчика Губернатора Нижегородской области ФИО4 пояснила, что с принятием статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области дублирования иных норм, содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, не произошло. Так, по статье 5.16.2 КоАП Нижегородской области административная ответственность может наступить за нарушение пункта 2.1 Порядка, а именно за осуществление деятельности по сбору, транспортированию в нарушение конкретных требований и особенностей осуществления данных операций согласно генеральной схемы очистки территории муниципального образования, определяющей места размещения и транспортирования твердых коммунальных отходов, утверждаемой органами местного самоуправления. При нарушение пункта 2.5 Порядка административная ответственность по статье 5.16.2 КоАП Нижегородской области может наступить за осуществление организацией, транспортирующей твердые коммунальные отходы, деятельности в нарушение требований и особенностей осуществления данных операций согласно генеральной схемы очистки территории муниципального образования, определяющей места размещения и транспортирования твердых коммунальных отходов, а также принципов и условий (зоны обслуживания объектов размещения твердых коммунальных отходов), установленных в схеме расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 года N584. При нарушение пункта 2.8 Порядка административная ответственность по статье 5.16.2 КоАП Нижегородской области может наступить за осуществление организацией, транспортирующей отходы, деятельности в нарушение принципов и условий (зоны обслуживания объектов размещения отходов), установленных в схеме расположения межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.08.2012 года N584, а также за осуществление организацией, эксплуатирующей объект размещения отходов, приема отходов с нарушением принципов и условий (зоны обслуживания объектов размещения ТКО), установленных в схеме расположения межмуниципальных объектов размещения отходов. При нарушении пункта 2.9 Порядка административная ответственность по статье 5.16.2 КоАП Нижегородской области может наступить за осуществление организацией, транспортирующей отходы, своей деятельности при отсутствии договора с отходообразователем, оплату отходообразователем услуг по вывозу отходов транспортирующей организации при отсутствии подтверждения поступления отходов на конкретный объект.
Просила в удовлетворении заявленного требования отказать.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО7 предложил суду заявленное ООО "Торекс" требование удовлетворить. Указал в заключении по делу о том, что в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферу общественных отношений, регулирование которой составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7 "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, за нарушение санитарного законодательства граждане, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, что установлено статьей 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу пункта 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N554, устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические требования к содержанию городских и сельских поселений, промышленных площадок, соблюдение которых является обязательным как для физических, так и для юридических лиц на всей территории Российской Федерации.
Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного или санитарного законодательства. Деятельность по сбору, накоплению, использованию, транспортированию отходов, в том числе на территории муниципальных образований, а также запрет на сброс отходов производства и потребления урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 51), Федеральным законом от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", что исключает принятие аналогичных норм субъектом Российской Федерации. В связи с изложенным прокурор, участвующий в деле, предложил суду статью 5.16.2 КоАП Нижегородской области признать не действующей.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав представителей сторон и заключение прокурора, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Торекс" осуществляет деятельность, связанную с удалением отходов. Данное обстоятельство подтверждается сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, представленными копиями договоров на вывоз твердых бытовых отходов (л.д.29-35, 36-39), а также пояснениями представителя административного истца. В таком случае ООО "Торекс" является лицом, чьи интересы могут быть затронуты при применении оспариваемой правовой нормы, а именно статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области.
В Нижегородской области действует Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 года N34-З, принятый постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.04.2003 года N475-III.
Законом Нижегородской области от 26.02.2016 года N20-З "О внесении изменения в статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях" изменена редакция статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области. Указанный Закон Нижегородской области опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.02.2016 года, и в печатном издании газете "Нижегородские новости", N29(5745), 15.03.2016 года.
Статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного Правительством области Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, если это деяние не подпадает под действие статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 3.2 и 5.16 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Данная редакция статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области является действующей и актуальной на момент рассмотрения настоящего административного дела.
Пунктами "д", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе: охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, координация вопросов здравоохранения; административное законодательство.
В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации установлено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, вопросы установления административной ответственности за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами, отнесены к ведению Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных актами указанных публично-правовых образований, а также актами органов местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" данный Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе: установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; установление порядка транспортирования отходов I - IV классов опасности; утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора). При этом согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Правительством Нижегородской области принято постановление от 25.01.2016 года N21 "Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области". Данное постановление Правительства Нижегородской области по настоящему делу предметом оспаривания не является.
Оспариваемой ООО "Торекс" статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области предусмотрена административная ответственность за нарушение Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, если это деяние не подпадает под действие статьи 8.2. КоАП Российской Федерации и статей 3.2 и 5.16 КоАП Нижегородской области.
Из указанного выше следует, что статей 5.16.2 КоАП Нижегородской области установлена административная ответственность как за действия, осуществляемые при сборе твердых коммунальных отходов, так и за иные действия по обращению с твердыми коммунальными отходами (транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение).
Согласно статье 28 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд полагает, что приведенные в настоящем решении положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" позволяют сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению административной ответственности за нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а также за нарушения при совершении действий по транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов.
Кроме того, согласно положениям статей 13, 28 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами устанавливается законодательством Российской Федерации. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами квалифицируется по статье 8.2 КоАП Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что сама оспариваемая статья 5.16.2 КоАП Нижегородской области включена в главу 5 КоАП Нижегородской области "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", то есть имеет место единый родовым объект состава административного правонарушения (статья 8.2 КоАП Российской Федерации также включена в главу 8 КоАП Российской Федерации "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Кроме того, суд полагает, что оспариваемая норма - статья 5.16.2 КоАП Нижегородской области должна быть признана недействующей и по тому основанию, что содержит признаки неопределенности.
Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования. Его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП Российской Федерации. В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия).
Диспозиция статьи 5.16.2 КоАП Нижегородской области содержит отсылочную норму (предусмотрена ответственность за нарушение Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области), что не позволяет определить, какое конкретно деяние подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.16.2 КоАП Нижегородской области.
Таким образом, суд полагает, что оспариваемая правовая норма - статья 5.16.2 КоАП Нижегородской области противоречит положениям статей 1.3, 1.3.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающих предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также положениям статьи 28 Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По указанным выше основаниям суд не может согласиться с доводами административных ответчиков.
Суд считает необходимым признать недействующей статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях со дня вступления решения суда в законную силу, так как оспариваемая норма права до вынесения решения суда подлежала применению и на основании её могли быть реализованы права и обязанности граждан и организаций.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Согласно статье 40 Закона Нижегородской области от 10.02.2005 года N8-З "О нормативных правовых актах Нижегородской области" официальным опубликованием закона области является первая публикация его полного текста в газете "Нижегородские новости" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Торекс" по настоящему делу удовлетворить.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 5.16.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях.
Обязать Законодательное Собрание Нижегородской области в течение месяца после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 04 мая 2016 года.
Судья областного суда М.А. Кручинин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.