Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 мая 2016 г. по делу N 33-648/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Манохина В.В., Великановой А.В.,
при секретаре Файзуллине Р.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" (далее - управление) на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2016 г., которым частично удовлетворён иск военнослужащего войсковой части N майора Курьянова ФИО8 к управлению и начальнику отделения N 1 (финансово-расчётный пункт г. Вязьма) Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Курьянов, проходящий военную службу по контракту в войсковой части N в Вяземском районе Смоленской области, на основании распоряжения командира указанной воинской части с 14 по 18 августа 2015 г. убыл в командировку в п. Мулино Нижегородской области для проведения проверки финансовой комиссии. По месту командировки продовольственное обеспечение в форме организации питания, а также бесплатное проживание не осуществлялись, в связи с чем истец понёс расходы, связанные с оплатой гостиницы и суточные расходы.
По прибытии к месту службы Курьянов просил возместить ему понесённые расходы, представив авансовый отчёт, однако управлением в удовлетворении просьбы ему отказано на том основании, что данная командировка не была включена в утверждённый план служебных командировок в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N "О планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий", в связи с чем лимиты бюджетных обязательств на неё не выделены.
Посчитав свои права нарушенными, Курьянов обратился в суд с иском, в котором просил взыскать в его пользу с ФРП N 1 и управления 2 736 руб.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, взыскав указанную денежную сумму в пользу истца с управления, а в удовлетворении требования о взыскании названных денежных средств с начальника ФРП N 1 истцу отказал.
В апелляционной жалобе руководитель управления, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения статей 6, 34 и 219 Бюджетного кодекса РФ, указывает, что оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведённых до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Управление, являясь получателем бюджетных средств и администратором доходов бюджета, как участник бюджетного процесса обязано соблюдать требования данного законодательства. Денежные средства, выплачиваемые управлением на возмещение командировочных расходов, являются расходами федерального бюджета. Участники бюджетного процесса должны придерживаться принципа эффективности использования бюджетных средств, то есть при исполнении бюджетов в рамках установленных им полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).
Со ссылкой на положения статей 9, 24, 252 и 264 Налогового кодекса РФ отмечает, что управление является налоговым агентом, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, а значит обязано соблюдать налоговое законодательство. Расходы на командировки относятся к прочим расходам, то есть обоснованным и документально подтверждённым затратам, понесённым работником.
Указывает, что в соответствии с пунктом 47 Порядка составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны РФ, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2013 г. N, составление бюджетных смет учреждений, не имеющих финансовых органов и состоящих на финансовом обеспечении у получателя бюджетных средств, осуществляется на основании распределений лимитов бюджетных обязательств, выделенных получателю средств на финансовый год. В этой связи войсковая часть N, зачисленная на финансовое обеспечение в управление и использующая денежные средства на командировочные расходы из федерального бюджета, также является участником бюджетного процесса и обязана соблюдать требования бюджетного законодательства.
Обращает внимание на то, что в соответствии с договором на финансовое обслуживание от 29 декабря 2010 г. N все выплаты и взыскания указанной воинской части возложены на управление, но часть в свою очередь обязана своевременно представлять документы, необходимые для начисления, в том числе командировочных расходов, и информировать исполнителя о потребности в средствах для обеспечения деятельности.
Акцентирует внимание на том, что в соответствии с Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 2 мая 2012 г. N 1055 (далее - Инструкция), расходы на служебные командировки осуществляются в пределах выделенных лимитов. Выписки из утверждённых планов служебных командировок доводятся до подчинённых воинских частей, организаций и территориальных органов, которые, в свою очередь, должны представлять их копии в финансовые органы по месту зачисления на финансовое обеспечение личного состава. В соответствии с требованиями командующего войсками Западного военного округа от 24 мая 2011 г. N направление военнослужащих в служебные командировки при отсутствии лимитов расходов на служебные командировки и лимитов бюджетных обязательств на их оплату запрещено. В адрес командира войсковой части N неоднократно направлялись письма о представлении в управление выписки из утверждённого плана служебных командировок на 2015 год, которая в нарушение требований Инструкции не представлена, а значит лимиты бюджетных обязательств на командировку истца не запланированы и не выделены.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 467 "О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счёт средств федерального бюджета" установлено, что возмещение названных расходов военнослужащим (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счёт средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по следующим нормам: военнослужащим, имеющим воинские звания высших офицеров или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами, а также полковникам (капитанам 1 ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, - не более стоимости двухкомнатного номера; остальным военнослужащим - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 43 "О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета" руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Согласно пунктам 118, 122, 124 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700, военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы).
Возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками, военнослужащим за счёт средств федерального бюджета осуществляется в размере 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счёт средств федерального бюджета, - в размере 100 руб.
Военнослужащим, направленным в командировки, возмещаются расходы по найму жилого помещения в соответствии с упомянутым выше постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 467.
Судом установлено, что с 14 по 18 августа 2015 г. Курьянов находился в командировке в войсковой части N-2 (п. Мулино), куда был направлен на основании распоряжения командира войсковой части N для проведения проверки финансовой комиссии. По месту командировки продовольственное обеспечение в форме организации питания, а также бесплатное проживание не осуществлялись, в связи с чем истец понёс расходы, связанные с оплатой гостиницы, подтверждённые соответствующими документами, и суточные расходы.
Исходя из приведённых выше норм и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Курьянов имеет право на возмещение командировочных расходов.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что командир войсковой части N без учёта требований бюджетного законодательства, Инструкции, командующего войсками Западного военного округа и договора на финансовое обслуживание направил военнослужащего в командировку при отсутствии лимитов расходов на служебные командировки и лимитов бюджетных обязательств на их оплату, а также не представил в управление выписку из утверждённого плана служебных командировок на 2015 год, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований Курьянова.
В соответствии с пунктами 1, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Законом.
Проживание военнослужащего за счёт личных средств в командировке и нахождение там в связи с выполнением приказа командира или служебного задания без последующей компенсации понесённых затрат действующим законодательством не предусмотрены.
Отсутствие денежных средств для возмещения Курьянову командировочных расходов в связи с несоблюдением командиром установленного порядка планирования служебных командировок, не может ограничивать прав истца, предоставленных законом, в случае, если он вынужден был в целях выполнения отданного ему командиром распоряжения (приказа) нести дополнительные расходы за свой счёт.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путём обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя и положения пунктов 4, 5 статьи 18 Закона убытки, причинённые военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счёт средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело для восстановления нарушенного права.
В этой связи гарнизонный военный суд пришёл к верному выводу о незаконности отказа управления в компенсации Курьянову командировочных расходов и необходимости взыскания с финансового органа в его пользу денежных средств в размере 2 736 руб., заявленных истцом в требованиях искового заявления.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления, а жалоба руководителя управления по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 1 февраля 2016 г. по иску Курьянова ФИО9 к Федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" и начальнику отделения N 1 (финансово-расчётный пункт г. Вязьма) Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям" оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя названного управления - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Р.Х Файзуллин
13.05.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.