Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-204/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Попова В.В., Манохина В.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Брянского гарнизонного военного суда от 28 октября 2015 года, которым военнослужащему войсковой части N рядовому Дубовику ФИО11 отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения заместителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) об отказе в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия,
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в декабре 2011 года Дубовик заключил брак с гражданкой Амелиной и с указанного времени проживал в доме вместе с супругой и родившимся в 2012 году сыном по адресу: "адрес", общей площадью 85,3 кв.м., принадлежащем на праве долевой собственности его супруге и ее матери - ФИО5
7 мая 2014 года Дубовик зарегистрировался в деревне "адрес", принадлежащем на праве собственности его матери - ФИО6, общей площадью 30,3 кв.м.
С 1 июля 2014 года Дубовик поступил на военную службу по контракту в войсковую часть N с местом дислокации в поселке "адрес" после чего он с 17 октября 2014 года, а супруга и сын с 12 ноября 2014 года, снялись с регистрационного учета по вышеуказанным адресам и зарегистрировались по месту дислокации войсковой части N.
Поскольку Дубовик к новому месту военной службы не прибывал, а выписавшись с прежних мест жительства, он и члены его семьи намеренно ухудшили свои жилищные условия, заместителем начальника ЗРУЖО решением от 24 июля 2015 года N отказано в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения.
Полагая свои права нарушенными, Дубовик просит суд признать незаконным и отменить решение ЗРУЖО от 24 июля 2015 года и возложить на ЗРУЖО обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Дубовику отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы со ссылкой на ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 2 ст. 99 ЖК РФ обращает внимание на то, что военнослужащий и члены его семьи вправе претендовать на служебное жилое помещение в случае их необеспеченности жилым помещением в соответствующем или близлежащем населенном пункте. При этом указывает, что деревня "адрес", и деревня "адрес" "адрес" являются близлежащими населенными пунктами.
Полагает, что поскольку на территории Сещенского сельского поселения норма площади жилого помещения составляет 16 кв.м., то на одного члена его семьи приходится менее учетной нормы, что является основанием для удовлетворения его требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно абз. 4 п. 1 Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Анализ названных норм позволяет прийти к выводу, что основанием предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года, специализированных жилых помещений является их необеспеченность жилыми помещениями в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, или в других близлежащих населенных пунктах.
Следовательно, обеспеченность военнослужащего жилым помещением в близлежащем к воинской части населенном пункте исключает возможность обеспечения его служебным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или непосредственной близости от него.
Как видно из материалов дела Дубовик проходит военную службу по контракту, заключенному после 1 января 1998 года, в войсковой части N, дислоцированной в поселке "адрес". При этом он с 7 мая 2014 года был зарегистрирован в "адрес" общей площадью 30,3 кв. м., расположенном по "адрес", принадлежащем его матери. Его супруга и ребенок зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 85,3 кв.м., принадлежащем на праве долевой собственности его супруге и ее матери, где и проживал истец со своей семьей. 17 октября 2014 года Дубовик, а 12 ноября 2014 года его супруга и в добровольном порядке снялись с регистрационного учета, после чего зарегистрировались по адресу войсковой части N.
В силу ч. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Таким образом, по делу достоверно установлено, что жилым помещением истец и члены его семьи были обеспечены, а снявшись с регистрационного учета из жилых помещений и зарегистрировавшись по адресу воинской части, тем самым создали условия, требующие участия со стороны командования в обеспечении истца служебным жилым помещением.
Действия истца являются намеренными, направленными на получение служебного жилого помещения, являющимися одной из форм злоупотребления правом (ст. 10 ГПК РФ), которое не подлежит судебной защите.
Ссылка Дубовика том, что на каждого члена его семьи приходится менее учетной нормы жилого помещения является необоснованной, поскольку в соответствии с постановлением администрации Дубровского района Брянской области от 30 декабря 2006 года N 756 установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Дубровского района в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Более того, обеспеченность жилым помещением ниже учетной нормы не является основанием для принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, поскольку таковыми обеспечиваются лишь военнослужащие и члены их семей, вообще неимеющие никакого жилья.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является по существу правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 28 октября 2015 года по административному исковому заявлению Дубовика ФИО12 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Е.С. Егоршина
24.02.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.