Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 18 февраля 2016 г. по делу N 33а-224/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Попова В.В., Манохина В.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С. с участием административного истца Поличного В.М., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2015 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N подполковника Поличного ФИО10 об оспаривании действий заместителя начальника филиала N 3 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области (далее - филиал).
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения административного истца в обоснование жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Поличной, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, проходит службу в войсковой части N, дислоцированной в городе Щелково-10 Московской области. С 13 сентября 2011 года он принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и ему на основании представленных документов и в соответствии с приказами командира воинской части ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за наём жилого помещения.
Поскольку административный истец не был признан нуждающимся в служебных жилых помещениях, с 1 января 2015 года выплата указанной компенсации филиалом была прекращена, после чего он обратился в ЗРУЖО по вопросу постановки на учет нуждающихся в служебном жилом помещении.
21 октября 2015 года Поличным получено извещение о распределении ЗРУЖО жилого помещения в городе Щелково-10 Московской области в виде одной комнаты в общежитии общей площадью 24 кв. м., от которого он отказался.
Полагая свои права нарушенными, поскольку выплата компенсации не возобновлена, Поличной обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника филиала о непроизводстве выплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения и обязать указанное должностное лицо возобновить выплату компенсации.
Гарнизонный военный суд административный иск Поличного удовлетворил частично, признав незаконными действия заместителя начальника филиала, связанные с невыплатой компенсации за поднаем жилого помещения с 1 февраля 2015 года. Обязал начальника филиала рассмотреть вопрос о выплате денежной компенсации за поднайм жилого помещения за период с февраля по октябрь 2015 года. В удовлетворении административного иска в остальной части суд Поличному отказал.
В апелляционной жалобе истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления в полном объеме.
В обоснование жалобы Поличной со ссылкой на абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает, что ему не может быть предоставлено служебное жилое помещение, жилое помещение маневренного фонда либо общежитие.
Ссылаясь на положения Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает, что общежития военнослужащим могут предоставляться только с их согласия.
Обращает внимание на то, что Реутовским гарнизонным военным судом установлено, что в соответствии с сообщением ЗРУЖО от 2 октября 2015 года ему отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в связи с тем, что он относится к категории военнослужащих обеспечиваемых на весь период службы жилым помещением для постоянного проживания по месту службы.
Полагает, что вывод суда о том, что предложением комнаты в общежитии он утратил право на получение компенсации за поднаем жилого помещения противоречит положениям абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 4 Инструкции.
Считает, что поскольку общежитие находится на территории Чкаловского гарнизона, оборудованного системой пропусков, его дочь 2004 года рождения, уходя в школу или возвращаясь из школы, самостоятельно пользоваться общежитием не может. Кроме того, проживая в общежитии, невозможна организация его отдыха днем перед ночными полетами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель пояснил, что не может проживать в общежитии, в связи с тем, что его супруге установлена третья группа инвалидности и в случае необходимости прибытие скорой помощи на территорию гарнизона может быть затруднено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу п. 3 ст. 15 Закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение), утвержденному постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
Анализ названных норм позволяет прийти к выводу, что законодатель связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения, не только с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы, но и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Как следует из материалов дела, Поличной проходит военную службу в войсковой части N дислоцированной в городе Щёлково-10 Московской области. Первый контракт о прохождении военной службы он заключил до 1 января 1998 года, признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма с 13 сентября 2011 года, жилым помещением не обеспечен и на основании представленных документов и в соответствии с приказами командира воинской части ему ежемесячно выплачивалась денежная компенсация за наём жилого помещения до 1 января 2015 года. В мае 2015 года истец обратился в 1 отдел "Западрегионжилье" с просьбой о принятии его на учет нуждающихся в служебном жилом помещении, а сообщением от 2 октября 2015 года ему предложено специализированное жилое помещение в общежитии, согласно нормам, предусмотренным ч. 1 ст. 105 ЖК РФ, от которого он 21 октября 2015 года отказался.
Поэтому, правильно применив положения ч. 1 и 3 ст. 15 Закона, п. 2 и 3 Положения, нормы Инструкции и приняв во внимание необеспеченность истца жилым помещением и нахождение его на жилищном учете на получение жилого помещения по договору социального найма, его регистрацию по адресу воинской части, осуществление поднайма жилого помещения и учитывая отказ Поличного от предоставленной ЗРУЖО комнаты в общежитии, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец имел право на получение денежной компенсации за наём жилого помещения по октябрь 2015 года, а действия должностных лиц филиала, связанные не выплатой ему указанной компенсации являются незаконными.
При этом вопреки доводу истца, положения ст. 15 Закона не содержат положений о возможности ограничения жилищных прав военнослужащих, предусмотренных в том числе и жилищным законодательством.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ЖК РФ устанавливаемые этим Кодексом жилищные правоотношения распространяются на всех граждан Российской Федерации и изъятий не содержат.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Следовательно, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем населенном пункте.
Ссылка истца на наличие у его супруги III группы инвалидности не может быть принята во внимание, поскольку им не представлено доказательств невозможности проживания в общежитии по медицинским показаниям.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что денежная компенсация не была выплачена Поличному с 1 февраля 2015 года.
Однако такой вывод суда является ошибочным.
Как видно из сообщения филиала от 13 января 2016 года N N денежная компенсация за поднайм жилого помещения не выплачивалась истцу с 1 января 2015 года, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части не соответствуют обстоятельствам административного дела, а поэтому в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела подлежит изменению, а требования истца по выплате ему компенсации за январь 2015 года - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311, п. 2 ст. 309 и ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2015 года по административному исковому заявлению Поличного ФИО10 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела изменить, изложив 2 и 3 абзац резолютивной части решения в новой редакции.
Признать незаконными действия заместителя начальника филиала N 3 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области, связанные с невыплатой денежной компенсации за поднаем жилого помещения с 1 января 2015 года.
Обязать заместителя начальника филиала N 3 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Москве и Московской области выплатить Поличному ФИО10. денежную компенсацию за поднайм жилого помещения за период с 1 января по октябрь 2015 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Е.С. Егоршина
24.02.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.