Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 апреля 2016 г. по делу N 33а-541/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Великановой А.В., Манохина В.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. с участием представителя административного истца Никифоровой Е.В., представителя Директора ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" Князевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Департамента тыла и вооружения МЧС России капитана 1 ранга запаса Решетникова ФИО9 об оспаривании действий Директора ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (далее - Управление), связанных с отказом в выдаче справки о сдаче жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения представителя административного истца в обоснование апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установил:
как видно из решения суда и материалов дела, N прохождения военной службы в Департаменте тыла и вооружения МЧС России был обеспечен на состав 3 человека (он, супруга и ее сын) служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", общей площадью 78,6 кв.м.
7 мая 2007 года на указанное жилое помещение им был заключен договор социального найма.
11 июля 2008 года его брак с бывшей супругой прекращен. В декабре 2008 года Решетников снялся с регистрационного учета, выехал из квартиры и зарегистрировался по адресу воинской части.
Определением Московского областного суда от 23 ноября 2010 года он признан утратившим право пользования жилым помещением.
Приказом Министра МЧС от 25 февраля 2011 года N Решетников уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а приказом Первого заместителя Министра МЧС от 18 апреля 2011 года N исключен из списков личного состава с 24 апреля 2011 года.
В марте 2015 года Решетников обратился с заявлением о предоставлении ему справки о сдаче жилого помещения, с пометкой об оставлении жилья бывшим членам семьи, в чем ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Решетников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Директора Управления, связанные с отказом в выдаче справки о сдаче жилого помещения, и обязать указанное должностное лицо выдать справку о сдаче жилого помещения по адресу "адрес", с пометкой об оставлении жилья бывшим членам семьи.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы со ссылкой на п. 5 ст. 3, п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обращает внимание на то, что он подлежит обеспечению жилым помещением, а согласно Инструкции по учёту нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, и предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма и в собственность бесплатно (далее - Инструкция), утверждённой приказом МЧС от 11 апреля 2012 года N 228, справка о сдаче жилых помещений предоставляется военнослужащими в соответствующую комиссию при получении выписки о предоставлении жилых помещений.
Полагает, что при рассмотрении его заявления о выдаче справки были нарушены требования ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Указывает, что он был обеспечен жилым помещением, а после расторжения брака в силу того, что бывшей супругой чинились препятствия в пользовании этим помещением, вынужден был из него уйти. В период когда бывшая супруга не являлась членом его семьи, данное жилое помещение ей было предоставлено по договору социального найма, как военнослужащей того же подразделения МЧС России, а поэтому ему обязаны были выдать справку о сдаче жилого помещения.
Обращает внимание на то, что Инструкция действует с 11 апреля 2012 года, то есть после его увольнения, а в тот период времени все вопросы жилищного обеспечения регулировались приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80.
Указывает, что жилых помещений в собственности он не имеет, а данную квартиру оставил родственникам.
Обращает внимание на то, что с рапортом о сдаче предоставленной квартиры он установленным порядком обратился в жилищные органы МЧС России, где ему изначально обещали выдать справку о сдаче жилого помещения.
Считает, что поскольку порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения регулировался приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 1133 "Об утверждении Инструкции о выдаче, учёте и хранении справок о сдаче жилых помещений", то предоставление справки с одной из формулировок, предусмотренных приложением N 8 Инструкции, носит технический характер.
Полагает, что при решении вопроса о принятии военнослужащего на жилищный учёт, содержание данного документа подлежит оценке жилищной комиссией воинской части наряду с другими сведениями. Кроме того, запрета на выдачу такой справки законодательством не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
По смыслу приведенных норм, предоставляя определенной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания, законом не предусмотрено.
Согласно п. 28 Инструкции при получении выписки из решения о предоставлении жилых помещений военнослужащие представляют в соответствующую комиссию справку о сдаче жилых помещений, занимаемых по прежнему месту жительства.
Как видно из материалов дела, Решетников был обеспечен МЧС России по установленным нормам жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". В 2008 году он снялся с регистрационного учета и выехал из указанного жилого помещения, не сдав его квартирно-эксплуатационным органам, а в дальнейшем утратил право пользования этим жилым помещением.
При таких данных гарнизонный военный суд правильно отметил, что выдача заявителю справки с указанием в ней об оставлении жилья бывшим членам семьи, не соответствует фактическим обстоятельствам данного административного дела.
Более того, Инструкцией не предусмотрено выдача справки с пометкой об оставлении жилья бывшим членам семьи.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что рассматриваемые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Вопреки утверждению Решетникова Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, также не предусмотрена выдача справки с указанной формулировкой. Кроме того, на момент обращения Решетникова по поводу выдачи справки указанная Инструкция не действовала ввиду издания Министром обороны РФ приказа от 30 сентября 2010 года N 1280.
Иные доводы административного истца не могут быть признаны существенными, влекущими отмену или изменение решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 января 2016 года по заявлению Решетникова ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
20. 04. 2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.