Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 21 апреля 2016 г. по делу N 33а-576/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Великановой А.Н., Манохина В.В.,
при секретаре Васильеве В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части N младшего сержанта запаса Колчина ФИО9 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное г. Нижний Новгород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Колчин проходил военную службу по контракту, заключенному после января 1998 года, в войсковой части N.
Приказом Министра обороны РФ от 15 июля 2013 года N административный истец уволен с военной службы по подп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе) и этим же приказом с 31 июля 2013 года исключен из списков личного состава воинской части.
В июле 2015 года Колчин обратился в отделение ЗРУЖО с заявлением, о признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако решением от 24 сентября 2015 года N в этом ему было отказано, поскольку на момент обращения он утратил статус военнослужащего.
Полагая свои права нарушенными, Колчин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения ЗРУЖО от 24 сентября 2015 года, обязать отменить это решение и принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Колчину отказано.
В апелляционной жалобе Колчин просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы он обращает внимание на то, что первоначально заявление о принятии на жилищный учет подано им в отделение ЗРУЖО в июле 2013 года, то есть до исключения из списков личного состава воинской части, а 26 сентября 2013 года ему отказано в постановке на жилищный учет, поскольку он был зарегистрирован в "адрес", расположенном в "адрес". Однако на тот момент этого дома не существовало. Документы, подтверждающие отсутствие дома, были им получены только в 2014 году, после чего он вновь обратился с заявлением о принятии на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей жильём, кроме Федерального закона "О статусе военнослужащих" регулируются нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган.
Пунктом 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, определено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и необходимых документов. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Исходя из указанных норм права, а также положений Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, обеспечению жильем от Министерства обороны подлежат военнослужащие, а также бывшие военнослужащие, принятые на жилищный учет в период прохождения ими военной службы.
Согласно материалам дела Колчин, подлежавший обеспечению на весь срок военной службы служебным жильем, в июле 2013 года уволен с военной службы по льготному основанию, с 31 июля того же года исключен из списков личного состава воинской части, а с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении он обратился в отделение ЗРУЖО только в июле 2015 года. При этом каких-либо данных, свидетельствующих об обращении Колчина с заявлением о принятии на жилищный учет в уполномоченный орган в период военной службы материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что рассматриваемые требования Колчина не подлежат удовлетворению.
Довод административного истца, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что он указывал суду о своем обращении в жилищный орган с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении еще до его исключения из списков личного состава воинской части не нашел своего подтверждения.
Так, материалы административного дела копии такого заявления не содержат.
Кроме того, из объяснений самого Колчина в суде первой инстанции 4 февраля 2015 года видно, что с заявлением о принятии на жилищный учет, в период прохождения военной службы, он не обращался. Впервые обратился в отделение ЗРУЖО в августе 2013 года, а полученный отказ не обжаловал.
Отсутствие обращения в отделение ЗРУЖО во время службы усматривается и из текста административного искового заявления, подписанного Колчиным.
При таких данных, каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих об обращении Колчина в период военной службы в уполномоченный орган с вопросом о его признании нуждающимся в жилом помещении, материалы дела не содержат и не представлены административным истцом в суд апелляционной инстанции, поэтому принятое по делу решение суда первой инстанции является по существу правильным, а доводы жалобы по вышеизложенным основаниям не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, 311 и п. 1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 года по административному исковому заявлению Колчина ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания В.А. Васильев
26.04.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.