Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 28 апреля 2016 г. по делу N 33а-605/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Манохина В.В., Великановой А.В.,
при секретаре Егоршиной Е.С.,
с участием административного истца Магомедова Н.М., его представителя Проходцева О.В., представителя главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - главнокомандующий) Ретивых А.С. и представителя командира войсковой части N Велета В.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и его представителей Шевякова М.И., Проходцева О.В., а также представителя административного ответчика - командира войсковой части N Рекусова З.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2015 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление майора запаса Магомедова ФИО12 об оспаривании действий главнокомандующего, командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с обеспечением жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения административного истца, его представителя и представителей административных ответчиков в обоснование апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Магомедову, уволенному с военной службы и состоящему на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением в г. Москве, решением жилищной комиссии войсковой части N от 9 сентября 2014 г. на состав семьи 5 человек (он, супруга, трое детей) распределено жилое помещение в виде четырёхкомнатной квартиры "адрес" общей площадью 92,4 кв. метра по адресу: "адрес". Двадцать седьмого ноября 2014 г. административный истец обратился к командиру воинской части с заявлением об отказе от распределённого жилого помещения. Решением жилищной комиссии от 9 декабря 2014 г. Магомедов переведён на обеспечение жильём посредством жилищной субсидии, и 27 февраля 2015 г. войсковой частью N направлена соответствующая заявка на выделение денежных средств для обеспечения его жилищной субсидией.
Посчитав свои права нарушенными, Магомедов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными бездействие главнокомандующего, связанное с нераспределением в войсковую часть N соответствующих жилых помещений для предоставления вне очереди ему и членам его семьи и распределением несуществующего жилого помещения в виде квартиры N "адрес" по адресу: "адрес", с указанием распределить его; бездействие командира и жилищной комиссии воинской части, связанное с нераспределением ему вне очереди соответствующего жилого помещения; действия командира, заместителя командира по тылу и жилищной комиссии воинской части, связанные с переводом его на жилищную субсидию и принятием решения от 9 декабря 2014 г., а также действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с распределением ему несуществующего по состоянию на 9 сентября, 24 и 27 ноября 2014 г. жилого помещения по указанному выше адресу, и ставшего таковым 3 марта 2015 г.;
- обязать главнокомандующего распределить в войсковую часть N соответствующие жилые помещения для предоставления ему и членам его семьи вне очереди, а командира и жилищную комиссию указанной воинской части отменить решение о переводе его на жилищную субсидию, восстановив на учёте нуждающихся в обеспечении жилым помещением для предоставления такового, и распределить ему вне очереди соответствующие жилые помещения.
Кроме того, просил разрешить вопрос о распределении понесённых им судебных расходы, связанных с оплатой государственной пошлины в сумме 300 руб. и оформлением доверенности - 1 700 руб.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Магомедова удовлетворил частично.
Суд обязал командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить решение от 9 декабря 2014 г. о переводе административного истца на жилищную субсидию и восстановить его в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также взыскал с указанной воинской части в пользу истца 300 руб.
В удовлетворении остальной части требований Магомедову отказано.
В апелляционной жалобе административный истец и его представители, не соглашаясь с судебным постановлением в той части, в которой в удовлетворении требований было отказано, просят его отменить.
В обоснование жалобы приводят доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Кроме того, указывают, что в иске Магомедов оспаривал действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с принятием решения о переводе его на жилищную субсидию, а также действия (бездействие) названных ответчиков и главнокомандующего, связанные с нераспределением в воинскую часть соответствующего по нормам жилого помещения для предоставления вне очереди административному истцу и членам его семьи, что гарантировано пунктом 17 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон). Обязанность по обеспечению административного истца жильём возлагается не только на командира и жилищную комиссию воинской части, но и на все органы и должностных лиц государства, в частности главнокомандующего, его заместителя - начальника тыла, начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России, которые составляют и представляют главнокомандующему план распределения воинским частям жилых помещений.
Полагают, что суд, исказив требования Магомедова, рассмотрел те, которые не заявлялись, и не рассмотрел, приведённые в исковом заявлении, тем самым допустил существенные нарушения норм процессуального права, в частности требования статьи 68 КАС РФ о проверке и оценке объяснений лиц, участвующих в деле, наряду с другими письменными доказательствами, что привело к принятию неправомерного решения в обжалуемой части и в силу статьи 310 КАС РФ является основанием для его отмены. Судебное постановление в этой части считают не отвечающим требованиям статей 176, 178, 180 КАС РФ.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 3 и пункт 17 статьи 15 Закона, статью 6 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил РФ, утверждённого указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, отмечают, что главнокомандующий при утверждении планов распределения жилых помещений в конкретных домах между воинскими частями внутренних войск был обязан соблюсти в отношении Магомедова требование о предоставлении жилья вне очереди, то есть распределить войсковой части N соответствующее жилое помещение для предоставления его административному истцу, поскольку является для него командиром, который должен знать нужды и запросы подчинённых, добиваться их удовлетворения.
Отмечают, что суд в решении не указал доводы, в соответствии с которыми отвергает доказательства административного истца, а именно приведённые выше объяснения относительно заявленных требований, касающихся оспариваемых действий (бездействия) главнокомандующего. Таким образом, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку должен был истребовать у названного должностного лица утверждённые им планы распределения жилых помещений в конкретных домах г. Москвы между воинскими частями внутренних войск, начиная с даты признания Магомедова нуждающимся в жилом помещении. Поскольку в силу пункта 1 статьи 1, пункта 5 статьи 2, пунктов 1-5 статьи 3, пунктов 1, 2 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и статей 15, 17 Закона обязанность по обеспечению административного истца жильём вне очереди возлагается не только на командира и жилищную комиссию, полагают необоснованным вывод суда о том, что главнокомандующий прав Магомедова не нарушал.
Правильно установив обстоятельства относительно передачи квартиры по акту Федеральному казённому учреждению "Центральная войсковая комендатура по материальному обеспечению Главного командования внутренних войск МВД России" (далее - комендатура) в октябре 2014 г. и оформлению права собственности Российской Федерации и права оперативного управления 3 марта 2015 г., суд должным образом не рассмотрел требования, изложенные в пунктах 6, 7. Несмотря на то, что на момент распределения жилое помещение было введено в эксплуатацию, приведённые выше обстоятельства свидетельствуют о том, что главнокомандующим, командиром и жилищной комиссией в сентябре 2014 г. она была распределена неправомерно. Суд необоснованно признал законным распределение имущества теми должностными лицами и органами, которым оно на тот момент не принадлежало, однако верно указал на то обстоятельство, что Магомедов при увольнении с военной службы просил предоставить жилое помещение в собственность, и, следовательно, указанная выше квартира не могла быть предоставлена ему, поскольку право собственности Российской Федерации было оформлена только 3 марта 2015г.
Полагают, что суд нарушил нормы материального права, не применив по аналогии закона норму пункта 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N1280, в которой в отличие от Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. N 75, установлено право, а не обязанность военнослужащего по контракту или гражданина, уволенного с военной службы, согласиться с распределённым жилым помещения при отсутствии зарегистрированного на него права собственности Российской Федерации. Поэтому отказ Магомедова 24 и 27 ноября 2014 г. является обоснованным, а перевод его 9 декабря 2014 г. на жилищную субсидию противоправным.
Обращают внимание на то, что суд не дал оценки доводу административного истца об отсутствии в районе, в котором находится жилое помещение, на момент его распределения и отказа от него, детского сада и поликлиники.
Считают неверным решение суда и в части распределения судебных расходов, так как Магомедову подлежат возмещению расходы по оформлению доверенности.
Представитель командира войсковой части N, также не соглашаясь с судебным постановлением в части удовлетворения требований административного истца, просит его в этой части отменить.
Обосновывая жалобу со ссылкой на пункт 19 статьи 15 Закона, отмечает, что в заявлении об отказе от распределённой квартиры Магомедов ссылался не на отсутствие оформленного права собственности Российской Федерации на жилое помещение, а отсутствие инфраструктуры. Кроме того, в рапорте о постановке на жилищный учёт он не указал форму обеспечения жильём в собственность или по договору социального найма. Административный истец мог проживать и пользоваться квартирой до оформления права собственности, поскольку это заняло незначительное время с момента распределения жилья. До заключения договора или передачи квартиры в собственность с жилищного учёта его не снимали.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части N от 24 апреля 2014 г. Магомедов и члены его семьи (всего 5 человек) признаны нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания в г. Москве.
Согласно решению жилищной комиссии от 9 сентября 2014 г. на основании распоряжения главнокомандующего от 4 сентября того же года указанной выше воинской части для распределения выделены жилые помещения в г. Москве, по адресу: "адрес". В порядке очерёдности одно из них - четырёхкомнатная квартира "адрес", общей площадью 92,4 кв. метра, распределено Магомедову.
В соответствии с пунктом 43 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утверждённой приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. N 75, распределение и предоставление жилых помещений производится жилищной комиссией воинской части в порядке очерёдности с учётом льгот и норм, установленных жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Исходя из положений статьи 15 ЖК РФ и пункта 1 статьи 15 Закона, предоставляемое военнослужащему жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населённого пункта.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, изложены в разделе II постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В силу пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого военнослужащему в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, исходя из приведённых норм и анализа доказательств, учитывая время принятия Магомедова на жилищный учёт и распределения ему жилого помещения, состав его семьи, а также отсутствие каких-либо конкретных обстоятельств, дающих основание полагать, что распределённое жилое помещение не отвечало установленным правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление административному истцу жилого помещения в г. Москве общей площадью 92,4 кв. метров, пригодного для постоянного проживания, произведено с соблюдением требований действующего законодательства.
Также из материалов дела усматривается, что 27 ноября 2014 г. в заявлении на имя командира войсковой части N Магомедов отказался от распределённого жилого помещения, указав, что оно не устраивает его в связи с состоянием здоровья его и супруги, а также ввиду отсутствия в районе инфраструктуры для развития детей.
Решением жилищной комиссии от 9 декабря 2014 г. он переведён на обеспечение жилым помещением посредством предоставления жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" лицам, указанным в абзацах третьем-двенадцатом пункта 1 статьи 15 Закона (в редакции настоящего Федерального закона) военнослужащим, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2014 г.
Оценив приведённые доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с принятием 9 декабря 2014 г. решения о переводе Магомедова на обеспечение жильём посредством предоставления жилищной субсидии, совершены в соответствии с законом и права последнего не нарушают, что в силу части 2 статьи 227 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в этой части.
Вопреки утверждению стороны истца, исходя из приведённых выше норм, отсутствие инфраструктуры не является обстоятельством, препятствующим предоставлению жилья.
Кроме того, согласно объяснениям представителя административного истца в суде апелляционной инстанции соответствующие объекты инфраструктуры были построены в районе месторасположения жилого помещения в течение 2014-2015 годов.
Судебная коллегия также принимает во внимание то обстоятельство, что ни отсутствие на момент распределения квартиры зарегистрированного права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на данное жилое помещение, ни предоставление его административному истцу по договору социального найма не являлись основаниями для отказа Магомедова от предложенного жилого помещения. Довод о желании получить жильё в собственность, как следует из материалов дела, был приведён истцом лишь в связи с обращением в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Более того, судом установлено, что право собственности Российской Федерации и право оперативного управления на указанное выше жилое помещение были оформлены 3 марта 2015 г.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что административный истец отказался от предложенного ему жилого помещения, безосновательными являются и его доводы о том, что командованием не были соблюдены требования пункта 17 статьи 15 Закона о предоставлении жилья вне очереди.
При таких данных вывод суда первой инстанции о необходимости отмены решения жилищной комиссии от 9 декабря 2014 г. о переводе Магомедова на жилищную субсидию и восстановления его в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, не соответствует обстоятельствам административного дела, поэтому принятое им решение в этой части подлежит отмене, а жалоба представителя административного ответчика - удовлетворению.
Вместе с тем по изложенным выше основаниям апелляционная жалоба административного истца и его представителей удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении иска Магомедову отказано, то и судебные расходы в силу части 1 статьи 111 КАС РФ ему возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 308, пунктом 2 статьи 309 и статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 10 декабря 2015 г. по административному исковому заявлению Магомедова ФИО12 в части возложения на командира и жилищную комиссию войсковой части N обязанности отменить решение жилищного органа от 9 декабря 2014 г. о переводе административного истца на жилищную субсидию и восстановить его в списках военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, а также о взыскании с указанной воинской части в пользу административного истца 300 руб. в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела отменить и принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Магомедова Н.М. в указанной части требований отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца и его представителей Шевякова М.И., Проходцева О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Е.С. Егоршина
04.05.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.