Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 мая 2016 года гражданское дело по иску Галимовой Р.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 6" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе Галимовой Р.Г. на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Галимовой Р.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, ГКУ "Управление социальной защиты N 6" о признании незаконным отказа Главного управления социальной защиты населения Курганской области в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности на ответчиков присвоить ей звание "Ветеран труда" отказать.".
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Галимова Р.Г. обратилась с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 6" о признании незаконным отказа в присвоении ей звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от " ... " она была награждена медалью "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" за значительный вклад в становление и развитие пенсионной системы в Российской Федерации. Она обратилась в государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения N 6" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", однако ей было отказано. Считает, что медаль "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" соответствует критериям ведомственной награды и дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание истец не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области Звягинцева А.М. указала, что медаль, которой награждена Галимова Р.Г., не является ведомственным знаком отличия в труде.
Представитель ответчика государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения N 6" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Галимова Р.Г. просит решение суда отменить ввиду его незаконности. Указывает, что в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию. Полагает, что поскольку Пенсионный фонд РФ наделен полномочиями, которые относятся к сфере функционирования исполнительной власти, а учрежденные постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 24 октября 2005 года N 39пл награды являются ведомственными знаками отличия в труде, она имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление социальной защиты населения Курганской области указывает, что Пенсионный фонд Российской Федерации не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждения ими. Имеющаяся у истца медаль является формой поощрения работников Пенсионного фонда Российской Федерации и не относится к числу наград, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Стороны в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще, о причине неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что Галимова Р.Г. " ... " была принята на должность главного бухгалтера отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафакулевском районе Курганской области.
" ... " Галимова Р.Г. награждена медалью "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) от 01 декабря 2005 года N 44пл.
Согласно справке ГУ Отдела Пенсионного фонда РФ в Сафакулевском районе Курганской области, общий трудовой стаж Галимовой Р.Г. составляет 27 лет 01 месяц 10 дней.
" ... " истец обратилась в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", однако уведомлением от " ... " Галимовой Р.Г. отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку Пенсионный фонд РФ не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, награда, выданная истцу, не является ведомственным знаком отличия в труде.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что медаль, которой награждена Галимова Р.Г., не относится к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, а доводы апелляционной жалобы истца - основанными на ошибочном толковании норм права, исходя из следующего.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с подп. "а" п. 2, п. 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного указанным выше постановлением, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Лица, указанные в подп. "а" п. 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Вышеприведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что право на присвоение звания "Ветеран труда" дают наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет и награждение, в частности, ведомственными знаками отличия в труде.
Согласно п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1 Указа).
Ранее действовавшими Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Пенсионный фонд Российской Федерации не был отнесен к федеральным органам исполнительной власти.
Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" также не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 Указа).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 года N 38пл в целях поощрения работников системы Пенсионного фонда РФ учреждена медаль "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации". В соответствии с указанным Положением данной медалью награждаются работники Пенсионного фонда Российской Федерации и иные лица, принимавшие активное и эффективное участие в решении возложенных на ПФР задач.
Указанное выше Положение, в соответствии с которым было издано постановление Правления Пенсионного фонда от 1 декабря 2005 года N 44пл о награждении Галимовой Р.Г. медалью "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации", не относило данную награду Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде.
Действующее законодательство также не позволяет сделать вывод о наделении Пенсионного фонда Российской Федерации полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", довод истца о том, что учрежденная Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации награда является ведомственным знаком отличия в труде и подлежит учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", судебная коллегия признает ошибочным.
Награждение Галимовой Р.Г. медалью "15 лет Пенсионному фонду Российской Федерации" в целях поощрения работников системы Пенсионного фонда Российской Федерации не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, вследствие чего вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца основан на нормах закона, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 года N 9-П является несостоятельной и на правильность выводов суда не влияет. В п. 3 данного постановления указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе по назначению указанных пенсий, именно законом и такие полномочия, по смыслу ст.ст. 7 (ч. 2), 10, 11 (ч. 1), 15 (ч. 2), 39, 45 (ч. 1), 71 (п.п. "в", "ж"), 72 (п. "ж" ч. 1), 78 (ч. 1), 110, 114 (п.п. "в", "г", "е" ч. 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов. Однако данное суждение Конституционного Суда Российской Федерации не свидетельствует о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, награды которого следует учитывать при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" в качестве ведомственных знаков отличия в труде в случае отсутствия прямого указания на это в законодательстве субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Галимовой Р.Г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галимовой Р.Г. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Безносова Е.И.
Ушакова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.