Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Губиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 мая 2016 г. гражданское дело по иску Антоновой М.В. к администрации г. Шадринска Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Антоновой М.В. на решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 февраля 2016 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Антоновой М.В. к Администрации г. Шадринска о предоставлении жилья отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Антонова М.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Шадринска Курганской области о возложении обязанности предоставить на состав семьи 3 человека благоустроенную квартиру в границах г. Шадринск Курганской области общей площадью не менее 26,4 кв.м.
В обоснование иска истец указывала, что она является собственником квартиры общей площадью 18,6 кв.м, расположенной в "адрес"23. 15 декабря 2014 г. она с составом семьи три человека была признана нуждающейся в жилом помещении. 1 июля 2015 г. на основании заключения межведомственной комиссии N многоквартирный дом "адрес" был признан аварийным и подлежащим сносу. 18 августа 2015 г. она обратилась в администрацию г. Шадринска с заявлением о предоставлении ей и членам её семьи вне очереди жилого помещения на основании договора социального найма, однако получила отказ со ссылкой на то, что жилое помещение ей будет предоставлено в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда исключительно в порядке очереди. Истец полагала данный отказ незаконным, указывала, что в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) жилое помещение по договору социального найма должно быть ей предоставлено вне очереди. Ссылаясь на положения статьи 57 ЖК Российской Федерации, полагала, что жилое помещение должно быть ей предоставлено по месту ее жительства, т.е. в г. Шадринске, общей площадью по норме предоставления на каждого члена семьи за вычетом площади жилого помещения, находящегося у неё в собственности, а именно 26,4 кв.м (15 кв.м х 3 чел.-18,6 кв.м).
В судебное заседание истец Антонова М.В. и ее представитель по доверенности Курочкина О.Н. не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 99).
Представитель ответчика администрации г. Шадринска по доверенности Ананьина Т.А. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве. Указывала, что положения пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации применяются только к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и проживающих в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания. Истец является собственником квартиры, расположенной в жилом доме по "адрес", признанном аварийным и подлежащим сносу. Указывала, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Жилой дом N в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Шадринске на 2013-2017 годы", утвержденную постановлением администрации города Шадринска от 5 декабря 2014 г. N 2680, включен не был, поэтому жилищные права собственника жилого помещения Антоновой М.В. подлежат обеспечению в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, то есть путем выплаты выкупной стоимости изымаемого жилого помещения. Просила в иске отказать.
Третье лицо Антонов Г.П., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына З., в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Шадринска в судебное заседание также не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 80). В представленном отзыве с иском не согласился, указывал, что решение о признании многоквартирного дома "адрес" аварийным органом местного самоуправления муниципального образования - г. Шадринск не принималось и требование о сносе этого дома собственникам не предъявлялось. Указанный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поэтому жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. Полагал, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку в соответствии со статьей 32 ЖК Российской Федерации на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Также, обращает внимание на то, что истец просит предоставить жилое помещение в порядке статьи 57 ЖК Российской Федерации в качестве дополнительной площади, в то время как действующим законодательством предусмотрено предоставление помещения взамен утраченного или изъятие у собственника имеющегося аварийного жилого помещения путем выкупа. Оставление у собственника аварийного жилья и получение дополнительной жилой площади по договору социального найма законодательством не допускается.
Шадринским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Антонова М.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение. В обоснование жалобы истец вновь ссылается на обстоятельства и доводы, изложенные ею в исковом заявлении. Выражает несогласие с выводом суда о том, что она, как собственник, обладает правом на предоставление жилого помещения в ином порядке. По мнению истца, судом неверно применены положения статьи 57 ЖК Российской Федерации. Указывает, что для соблюдения баланса интересов сторон Жилищный кодекс Российской Федерации предусмотрел норму, согласно которой из нормы предоставляемого жилья вычитается квадратура, принадлежащая собственнику на праве собственности.
В представленных возражениях ответчик администрация г. Шадринска и третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Шадринска полагают решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что истец Антонова М.В. является собственником квартиры общей площадью 18,6 кв.м, расположенной по адресу: "адрес"23 в "адрес" (л.д. 7, 15).
В указанной квартире на регистрационном учете по месту жительства состоят истец Антонова М.В., ее супруг Антонов Г.П., их несовершеннолетний сын З.
Материалы дела свидетельствуют, что заключением межведомственной комиссии администрации г. Шадринска от 1 июля 2015 г. все жилые помещения в доме "адрес" признаны непригодными для проживания. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-10).
Согласно постановлению администрации г. Шадринска от 10 декабря 2014 г. N, с учетом внесенных изменений постановлением администрации г. Шадринска от 26 января 2015 г. N, семья Антоновой М.В. в составе семьи 3 человека, включая мужа и сына, была принята на учет нуждающихся в жилом помещении как малоимущая (л.д. 23, 27).
Кроме того, семья Антоновой М.В. в составе семьи 3 человек на основании решения жилищной комиссии от 31 августа 2015 г. N включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (л.д. 79).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец Антонова М.В. полагала, что ее семья подлежит обеспечению во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма в соответствии с положениями части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации, поскольку они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а занимаемое ими жилое помещение признано непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежит.
В силу части 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, ремонту и реконструкции не подлежат.
Положения статьи 57 ЖК Российской Федерации к правоотношениям, связанным с осуществлением прав собственников жилых помещений, признанных не пригодными для постоянного проживания, применяются с учетом специальных норм раздела II ЖК Российской Федерации.
Истец Антонова М.В. не является нанимателем жилого помещения; квартира по "адрес"23 в "адрес" принадлежит ей на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан Российской Федерации N от 16 марта 2012 г., договора дарения от 21 октября 2014 г.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ, которой предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ постановлением Правительства Курганской области от 10 июня 2013 г. N 257 утверждена региональная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013 - 2017 годы. Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением администрации г. Шадринска от 5 декабря 2014 г. N 2680 утверждена муниципальная адресная программа г. Шадринска "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Шадринске на 2013 - 2017 годы". Из паспорта подпрограммы следует, что она направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как указывалось выше, заключением межведомственной комиссии от 1 июля 2015 г. дом "адрес", в котором расположена принадлежащая истцу квартира, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный жилой дом не включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Шадринске на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением администрации г. Шадринска от 5 декабря 2014 г. N 2680, что подтверждается справкой Жилищного отдела Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Шадринска.
При таких обстоятельствах, установив, что дом, в котором расположена квартира истца, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья, предусмотренная статьей 32 ЖК Российской Федерации процедура по изъятию у собственника жилого помещения не начата, между органом местного самоуправления и собственником не достигнуто соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения взамен непригодного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Антоновой М.В. в удовлетворении заявленных требований.
При этом суд верно исходил из того, что жилищные права истца подлежат реализации в соответствии с положениями статьи 32 ЖК Российской Федерации при условии соблюдения предусмотренной законом процедуры.
Судебная коллегия полагает, что решение суда по данному спору постановлено в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона, выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы истца, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.
Проверив, в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как фактически аналогичны доводам, приведенным как в исковом заявлении, так и в ходе судебного разбирательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не подлежит.
Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 2 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антоновой М.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.