Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Вагиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 17 мая 2016 года гражданское дело по иску П.А.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области о признании решения незаконным, осуществлении конвертации пенсионных прав, перерасчете страховой пенсии по старости, выплате недополученных денежных средств
по апелляционной жалобе П.А.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2016 года, которым постановлено:
"иск П.А.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области о признании решения N от 29.09.2015 незаконным, его отмене, осуществлении конвертации пенсионных прав, перерасчете страховой пенсии по старости, выплате недополученных денежных средств оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика УПФР в г. Кургане Е.А.Ю., судебная коллегия
установила:
П.А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (далее - УПФР в г. Кургане) о признании решения незаконным, осуществлении конвертации пенсионных прав, перерасчете пенсии, выплате недополученных денежных средств. В обоснование требований указывал, что с 20.10.2014 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанная пенсия была назначена ему в возрасте 55 лет при стаже работы на соответствующих видах работ 5 лет 24 дня и общем трудовом стаже на дату назначения пенсии 23 года 1 месяц. Расчетный размер трудовой пенсии был определен в соответствии с п. 3 ст. 30 данного Закона, исходя из общего трудового стажа. 23.09.2015 он обратился к ответчику с заявлением о зачете в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы по призыву в Советской Армии с 10.11.1976 по 15.10.1978 на воинских должностях ВУС 166 (сапер), связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы. Также просил произвести конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с применением стажа на соответствующих видах работ, как по наиболее выгодному варианту и произвести перерасчет пенсии. Решением УПФР в г. Кургане N от 29.09.2015 ему было отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы по призыву и в перерасчете пенсии. Данное решение считал незаконным, нарушающим его пенсионные права. Обращал внимание на то, что в спорный период военной службы по призыву с 10.11.1976 по 15.10.1978 он проходил службу на воинских должностях ВУС 166 (сапер), которые включены в Перечень должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.09.2002 N365дсп, что подтверждается записями в военном билете. Отмечал, что работы по снаряжению, расснаряжению всех видов боеприпасов, взрывателей, пиротехнических изделий и т.п. включены в подраздел 8 раздела IX Списка N 1, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 и в подраздел 7 раздела IX Списка N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Полагал, что указанный период прохождения военной службы подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ из расчета 1 день военной службы за 2 дня, исходя из положений п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Считал, что в силу п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ имеет право на то, чтобы конвертация пенсионных прав была произведена по наиболее выгодному варианту с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) по формуле исчисления расчетного размера трудовой пенсии, определенной в п. 3 указанной статьи. Просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Кургане N от 29.09.2015, отменить данное решение, возложить на ответчика обязанность зачесть в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 период прохождения истцом военной службы по призыву в Советской Армии с 10.11.1976 по 15.10.1978 на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы и продолжительность работы на подземных работах в количестве 5 лет 24 дней в целях оценки пенсионных прав; произвести конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.200 N173-ФЗ с применением стажа на соответствующих видах работ; произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 20.10.2014 и выплатить недополученные денежные средства с учетом индексации.
В судебном заседании истец П.А.А. на требованиях настаивал, дав пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных дополнениях.
Представитель ответчика УПФР в г. Кургане по доверенности Е.А.Ю. требования полагала необоснованными, приведя доводы, изложенные в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе П.А.А. просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что при разрешении дела судом, по мнению апеллянта, допущены ошибки в толковании и применении норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что не имеется правовых оснований для включения периода его службы в армии в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Ссылаясь на п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при условии включения указанных должностей в соответствующие перечни, полагает, что воинская должность ВУС 166 (сапер) относится к указанным должностям, поскольку включена в Перечень должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.09.2002 N365дсп. Отмечает, что работы по снаряжению, расснаряжению всех видов боеприпасов, взрывателей, пиротехнических изделий и т.п. предусмотрены подразделом 8 раздела IX Списка N 1, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 и подразделом 7 раздела IX Списка N 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10. Полагает также ошибочным вывод суда о том, что льготный порядок исчисления стажа, указанный в абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ, не распространяется на спорные правоотношения. Считает, что имеются основания для конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом льготного исчисления спорного периода. Указывает, что закон не связывает право на конвертацию пенсионных прав с необходимостью наличия у истца полного стажа на соответствующих видах работ по состоянию на 01.01.2002. Кроме того, при рассмотрении дела суд первой инстанции не установилзаконность оспариваемого решения ответчика N 250350/15 от 29.09.2015.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в г. Кургане просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФР в г. Кургане по доверенности Е.А.Ю.с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Истец П.А.А. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов в порядке ст. 327 1 ГПК РФ и возражения на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Статья 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N173-ФЗ), действующего на момент назначения истцу трудовой пенсии, закрепляет порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и порядок определения в этих целях расчетного размера трудовой пенсии.
Согласно пункту 1 указанной статьи при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле: ПК = (РП - 450 руб.) x Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002,
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона).
При этом следует учитывать, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо пунктом 6 настоящей статьи.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела следует, что П.А.А., " ... "1958 года рождения, с 20.11.2014 является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N173-ФЗ.
Пенсия истцу назначена в возрасте 55 лет при стаже работы на соответствующих видах работ 5 лет 24 дня. На дату назначения пенсии страховой стаж составил 23 года 1 месяц, стаж на соответствующих видах работ - 5 лет 24 дня. По состоянию на 01.01.2002 страховой стаж истца оставил 12 лет 5 месяцев 3 дня, специальный - 3 года 4 месяца 17 дней.
Расчет пенсии П.А.А. произведен по варианту, предусмотренному п. 3 ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ, как наиболее выгодному.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период.
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости и накопительная часть трудовой пенсии по старости определяются исходя из установленного в соответствии с п. 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 01.01.2013 этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного ст. 7 настоящего закона (для мужчин и женщин соответственно).
Из анализа положений пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ следует, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц имеет значение продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002. Продолжительность страхового стажа на размер пенсии не влияет, поскольку значение в данном случае имеет размер страховых взносов, уплаченных работодателем за указанный период.
В соответствии со ст. 30.1 указанного закона величина расчетного пенсионного капитал (далее - РПК) застрахованного лица подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и сверх того, 1 % величины РПК за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991. При этом, в трудовой стаж учитываются периоды работы включительно по 31.12.1990, независимо от того, где протекала трудовая деятельность.
Исходя из изложенного, истцу обоснованно произведено исчисление трудовой пенсии из календарного стажа, учтенного по 31.12.2001 - 12 лет 5 месяцев 3 дня, в том числе стаж "советского" периода (до 01.01.1991) - 11 лет 7 месяцев 16 дней. После 01.01.2002 трудовой стаж не учтен, для расчета пенсии были учтены страховые взносы за периоды работы после указанной даты в сумме 54365 руб. 69 коп.
В данном случае, как верно указал суд первой инстанции, конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, исходя из стажа на соответствующих видах работ, не может быть осуществлена, так как на 01.01.2002 у истца отсутствует полный стаж на соответствующих видах работ (в наличии - 3 года 4 месяцев 17 дней вместо требуемых 5 лет).
Поскольку по состоянию на 01.01.2002 истец не имел полный общий трудовой стаж (в наличии 12 лет 5 месяцев 3 дня), расчет пенсионного капитала правомерно рассчитан истцу исходя из полного общего трудового стажа 25 лет пропорционально отработанному стажу.
Таким образом, ПК = " ... " ( " ... " ( " ... " лет " ... " мес. " ... " дня имеющийся стаж ) / 300 месяцев (за 25 лет требуемого общего трудового стажа, а не за 20 лет, как за работу по Списку N 1, так как отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ) = " ... " руб. " ... " коп.
Расчет размера трудовой пенсии П.А.А. был произведен ответчиком по варианту, предусмотренному п. 3 ст. 30 Федерального закона N173-ФЗ, как наиболее выгодному.
По состоянию на 20.10.2014 размер пенсии истца по старости оставил " ... " руб. " ... " коп., в том числе, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости - " ... " руб. " ... " коп.
Оснований для конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N173 -ФЗ, с применением стажа на соответствующих видах работ с учетом службы в армии по призыву в двойном размере, исходя из его исчисления согласно абз. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", также не имеется.
Действительно, абз. 2 п. 3 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно преамбуле Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" закон распространяет свое действие на военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. Истец к указанной категории лиц не относится.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2004 N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Спорный период службы П.А.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий.
На момент приобретения истцом права, с учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N2-П, действовал Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" и "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденное Постановлением СМ СССР N590 от 03.08.1972.
В соответствии со ст. 9 Закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" право на пенсию на льготных условиях по старости имеют право, в том числе мужчины - по достижению 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет.
Пункт 109 "к" главы VIII Положения "Исчисление стажа" позволял засчитывать службу в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, службу в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР, службу в органах милиции в общий трудовой стаж.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В период до прохождения службы в армии у истца отсутствует страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а в период после прохождения службы в армии с 16.07.1979 по 16.04.1980 истец работал водителем в тресте " К", данный период работы был включен в страховой стаж.
Таким образом, после периода службы в армии у истца следует период работы, зачтенный в общий трудовой стаж, а не период льготной работы по Списку N1, к которой возможно было бы приравнять период службы в армии в соответствии с п. 109 "к" Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.
При этом судебная коллегия отмечает, что указанное Положение не содержало норм, позволяющих исчислить службу в составе Вооруженных сил СССР в льготном порядке.
Поскольку законодательством, действовавшим как на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, так и на момент назначения П.А.А. трудовой пенсии, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении (в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) не предусмотрено, выводы суда об отсутствии оснований для включения спорного периода в указанный стаж в льготном исчислении, из расчета 1 день службы за 2 дня работы, судебная коллегия находит обоснованными.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение УПФР в г. Кургане N от 29.09.2015, которым истцу было отказано в зачете в стаж на соответствующих видах работ периода военной службы по призыву, а также в осуществлении оценки пенсионных прав П.А.А. с учетом службы в армии по призыву с применением льготного порядка исчисления (в двойном размере), является правомерным.
Доводы П.А.А., изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права. Кроме этого, данные доводы повторяют позицию истца, изложенную в иске и в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка в оспариваемом решении, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
При вынесении решения судом правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.А.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.