Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Ананченкове И.М.
с участием представителя истца Лавриненко А.С., представителя ответчика Шелепова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Ляденко Б.В., поданной представителем Лавриненко А.С., на решение Ленинского районного суд г. Смоленска от 25 января 2016 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя истца Лавриненко А.С., представителя ответчика Шелепова С.В.,
установила:
Ляденко Б.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, ссылаясь на то, что имеет необходимый стаж муниципальной службы для назначения указанной пенсии. Обратившись к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет и представив все необходимые документы, получил необоснованный отказ, в связи с чем просил суд удовлетворить заявленные требования, признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет и обязать ответчика назначить ему такую пенсию с момента возникновения права на нее - с 02.09.2014г.
Представитель Администрации г.Смоленска заявленные требования не признал, сославшись на то, что истец уволен из органа местного самоуправления в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора. Поскольку данное основание не предусмотрено в перечне оснований увольнения, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, у Ляденко Б.В. не возникло право на назначение данного вида пенсии. Просил суд в удовлетворении иска отказать.
Решением Ленинского районного суд г. Смоленска от 25 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований Ляденко Б.В. отказано.
В апелляционной жалобе Ляденко Б.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, приводя доводы, аналогичные требованиям иска.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу ст.12 областного закона от 29 ноября 2007 года N 109-з "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области" лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, должность муниципальной службы, после оставления должности и назначения в соответствии с федеральным законодательством пенсии назначается пенсия за выслугу лет в порядке, определенном областным законом.
Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, порядок назначения, расчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим на 16 августа 1995 года и позднее на постоянной (штатной) основе муниципальные должности, а также должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, избирательных комиссиях муниципальных образований Смоленской области, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, установлены областным законом от 29 ноября 2007 года N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области".
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 2 областного закона от 29 ноября 2007 года N 121-з "О пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в Смоленской области" (далее - областной закон от 29 ноября 2007 года N 121-з) пенсия за выслугу лет назначается лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, уволенным из органов местного самоуправления (муниципальных органов) по следующим основаниям: 1) ликвидация (реорганизация) органа местного самоуправления (муниципального органа), сокращение численности или штата работников органа местного самоуправления (аппарата муниципального органа); 2) истечение срока полномочий лица, замещающего муниципальную должность, истечение срока действия контракта (срочного трудового договора); 3) достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности муниципальной службы (муниципальной должности муниципальной службы); 4) отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у представителя нанимателя (работодателя) соответствующей работы; 5) признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 6) по инициативе работника (по собственному желанию); 7) по соглашению сторон трудового договора (контракта); 8) перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность).
Пенсия за выслугу лет назначается только после назначения лицам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, в соответствии с федеральными законами одной из следующих пенсий: страховой пенсии по старости; страховой пенсии по инвалидности; пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан.
В силу ч. 1 ст. 3 областного закона от 29 ноября 2007 года N 121-з пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы), при наличии стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет (далее также - стаж для назначения пенсии): 1) не менее 15 лет при увольнении по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3, 6 (за исключением случая, указанного в пункте 3 настоящей части), 7 и 8 части 1 статьи 2 настоящего закона; 3) не менее 1 года при увольнении по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 6 (в части увольнения по инициативе работника (по собственному желанию) в связи с выходом на страховую пенсию по инвалидности) части 1 статьи 2 настоящего закона.
Из областного закона от 29 ноября 2007 года N 121-3 усматривается, что перечень оснований увольнения муниципального служащего, содержащийся в ч.1 ст.2 данного областного закона, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, с 12.05.2008г. Ляденко Б.В. был назначен на должность муниципальной службы "данные изъяты", откуда распоряжением Главы г.Смоленска от 25.03.2014г. N293-лс был уволен с 25.03.2014г. в соответствии с п.2 ст.278, ст.279 ТК РФ в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора. На момент увольнения стаж его муниципальной службы составлял 20 лет 03 месяца 14 дней.
С 01.04.2013г. Ляденко Б.В. является получателем трудовой пенсии по старости.
02.09.2014г. истец обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением об установлении ему пенсии за выслугу лет.
Согласно распоряжению Администрации г.Смоленска от 09.09.2014г. N1057-лс Ляденко Б.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с п.1 ч.4.1 ст.5 областного закона от 29 ноября 2007г. N121-3, абз.3 подраздела 2.8 раздела 2 Административного регламента Администрации г.Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Назначение, расчет и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Смоленска", в связи с отсутствием у заявителя права на пенсию за выслугу лет, о чем 11.09.2014г. в адрес истца было направлено уведомление.
Оценив представленные сторонами доказательства и учитывая, что истец был уволен из органа местного самоуправления по п.2 ст.278 ТК РФ в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора, а указанное основание не предусмотрено перечнем оснований увольнения, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, содержащихся в ч.1 ст.2 областного закона от 29 ноября 2007г. N 121-з, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Ляденко Б.В не возникло право на назначение пенсии за выслугу лет, и обоснованно отказал ему в удовлетворении заявленных требований.
При этом доводы представителя истца о том, что при реорганизации в 2013 году органа местного самоуправления - управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска проведение организационно-штатных мероприятий являлось основанием для увольнения истца в связи реорганизацией управления и как следствие для применения при оценке права истца на пенсию за выслугу лет п.1 ст.2 областного закона от 29 ноября 2007г. N 121-3, суд правильно посчитал несостоятельными, и не имеющими правового значения.
Также суд верно отметил, что оценка прав истца на пенсию за выслугу лет была обоснованно произведена ответчиком исходя из данных о действительном, а не о возможном основании увольнения Ляденко Б.В. - факта увольнения по основанию принятия решения о прекращении трудового договора, что не отвечает требованиям об условиях назначения пенсии за выслугу лет.
Доводы жалобы истца о том, что формулировка увольнения в связи с принятием собственником имущества учреждения решения о прекращении трудового договора с учетом бюджетных возможностей соответствующих муниципальных образований, правил исчисления таких пенсий и их размера может рассматриваться как ухудшающее положение муниципального служащего и нарушающее его право на пенсионное обеспечение, несостоятельны и не являются основанием для удовлетворения иска и отмены решения. Данная пенсия по своей природе является доплатой к пенсии, то есть дополнительной гарантией для лиц, достигших установленного законом пенсионного возраста, и имеющих необходимый стаж государственной или муниципальной службы. Поэтому необходимым и обязательным условием для назначения пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии является основание увольнения.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда, основаны на ошибочном понимании закона, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Ленинского районного суд г. Смоленска от 25 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ляденко Б.В., поданную представителем Лавриненко А.С., - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.