Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей Кононовой Л.И., Дубинина А.И.,
при секретаре Дугужевой Б.Х.-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Министерства имущественных отношений Ставропольского края Мистержаной А.Ю. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2016 года по гражданскому делу по иску Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Матвиенко ЛГ об обязании произвести отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
заслушав доклад судьи Кононовой Л.И.,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к Матвиенко Людмиле Григорьевне, в котором просит ответчицу, являющуюся гражданкой Украины, произвести отчуждение 6/689 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (далее - КН) ... , общей площадью 757,58 га, расположенный в с ... , СПК ... в ... км по направлению на юго-запад, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах.
В обоснование исковых требований указано, что в Министерство поступило уведомление от Минераловодского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ... г. N ... о том, что среди участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН ... значится гражданка Украины Матвиенко ЛГ, которой принадлежит земельная доля в размере 6/689 доли в земельном участке, площадью 757,58 га, расположенном в с ... , СПК ... в ... км по направлению на юго-запад. Сведения о приобретении Матвиенко Л.Г. гражданства Российской Федерации в Министерстве отсутствуют.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 24.07.2002г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должна быть отчуждены собственником.
Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
В силу части 2 статьи 238 ГК РФ в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Решением Минераловодского городского суда от 28 января 2016 года в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Матвиенко Л.Г. о понуждении ее провести отчуждение 6/689 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН ... , расположенный в с ... , СПК ... в ... км по направлению на юго-запад путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах - отказано.
В апелляционной жалобе на решение Минераловодского городского суда от 28.01.2016г. представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края - заместитель министра Мистержанова А.Ю. ставит вопрос об отмене указанного решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального права, ввиду неправильного применения судом положений Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно, статей 3, 5 указанного закона.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Матвиенко Л.Г. просит решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28.01.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии явилась ответчик Матвиенко Л.Г.
В соответствии со ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проведено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени о месте его рассмотрения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Мативенко Л.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда первой инстанции на основании п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, за Матвиенко Л.Г. ... г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация права на 6/689 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с КН ... , расположенный в с ... , СПК ... в ... км по направлению на юго-запад, регистрационная запись N ... (л.д.31).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ)) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В силу положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нахождение в собственности ответчика, являющегося иностранным гражданином, долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (в отличие от земельного участка) и непринятие им мер по их отчуждению не противоречит закону, поскольку действующее земельное законодательство не содержит запрета иностранному гражданину иметь в собственности долю (несколько долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.
То обстоятельство, что действующая редакция статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от предыдущей не содержит указание то, что на праве аренды иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства наряду с земельными участками могут обладать также долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не свидетельствует о том, что данная норма в настоящее время запрещает иностранным гражданам иметь в собственности только земельный участок, но не долю в праве общей долевой собственности на него, поскольку внесенные законодателем изменения касаются только арендных правоотношений и связаны с тем, что доля в праве общей собственности на земельный участок не обладает признаками, необходимыми для объекта аренды (607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленный законом срок ответчиком Матвиенко Л.Г. не исполнена предусмотренная требованиями ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по отчуждению принадлежащей ей доли земельного участка, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
При этом на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования Минераловодского района Ставропольского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28 января 2016 года об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Матвиенко ЛГ о понуждении провести отчуждение 6/689 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... , расположенный в Минераловодском районе, с ... , СПК ... в ... км по направлению на юго-запад, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края к Матвиенко ЛГ удовлетворить.
Обязать Матвиенко ЛГ произвести отчуждение 6/689 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ... , расположенный в Минераловодском районе, с ... , СПК ... , в ... км по направлению на юго-запад, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах.
Взыскать с Матвиенко ЛГ в доход муниципального образования Минераловодского района Ставропольского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Апелляционную жалобу представителя истца Министерства имущественных отношений Ставропольского края Мистержановой А.Ю. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.