Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.
судей
Дубинина А.И., Кононовой Л.И.
с участием секретаря
Хубиевой А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора филиала N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Акимовой О.П.,
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2016 года,
по иску Буденновского межрайонного, действующего в интересах Любченко М.М. к Государственному учреждению Ставропольского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 5 Государственного учреждения Ставропольского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Буденновский межрайонный прокурор, действующий в интересах Любченко М.М., обратился в суд с иском, в котором указал, что по результатам проведения проверки исполнения законодательств о социальной защите инвалидов, в ходе проверки доводов, содержащихся в заявлении Орловой Г.В. в деятельности Государственного учреждения Ставропольского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации выявлены следующие нарушения действующего законодательства.
Установлено, что Любченко М.М., 19.01.1921 года рождения, является инвалидом первой группы и нуждается в реабилитации.
Согласно разработанной филиалом N 6 Федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю" индивидуальной программы реабилитации инвалида от 25.02.2014 года, Любченко М.М. нуждается в получении следующих технических средств реабилитации: 7-02 кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, 22-14 подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии не менее 70x110 см), впитываемостью не менее 2100 мл, 22-03 впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл).
04.03.2014 года в филиал N 5 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации поступило заявление Любченко М.М. о необходимости обеспечения техническими средствами реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии не менее 70x110 см), впитываемостью не менее 2100 мл, впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл).
04.03.2014 года Любченко М.М. директором филиала N 5 Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выдано уведомление N 01-19/05/341л о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами (изделиями).
Исходя из установленных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 года N 215н сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, срок пользования подгузниками для взрослых, размер "М" (объем талии не менее 70x110 см), впитываемостью не менее 2100 мл и впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) не более 8 часов.
Следовательно, Любченко М.М. нуждается в средствах реабилитации в количестве 3 подгузников и 3 впитывающих пеленок в день, то есть по 1095 средств в год.
Однако, обязанность по предоставлению Любченко М.М. средств реабилитации выполнена не в полном объеме.
Из содержания информации филиала N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.12.2015 года N 01-19/05/7679, объяснений Орловой Г.В. ответчиком в 2015 году Любченко М.М. выдано подгузников в количестве 430 и 170 штук, впитывающих пеленок в количестве 690 штук и 170 штук.
С учетом изложенного, обязанность по предоставлению Любченко М.М. технических средств реабилитации - подгузников в количестве 495 штук, впитывающих пеленок в количестве 285 штук за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года не исполнена.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки.
Принимая во внимание ст.ст. 10, 11.1 Закона N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Согласно ст. 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно- правовых форм и форм собственности.
Согласно п.п. 14, 15, 11 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.09.2014 N 657н (далее - Регламент), результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителям направления па получение (изготовление) технического средства реабилитации в организации, отобранные в соответствии с требованием абз. 2 п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
Территориальный орган Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в п.п. 22, 25 Регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением о постановке на учет территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение (изготовление) технического средства (изделия). Перечень территориальных органов Фонда, предоставляющих государственную услугу, с указанием их адресов, адресов электронной почты, официальных сайтов и номеров телефонов, а также график работы территориальных органов Фонда, предусмотрены приложениями N 1 и 2 к Регламенту.
В соответствии с приложением N 1 к Регламенту на территории Ставропольского края данным территориальным органом является Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Из содержания федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р, подгузники и впитывающие пеленки являются техническим средствами реабилитации.
С учетом изложенного, непредоставление Любченко М.М. технических средств реабилитации (подгузников) нарушает ее право на социальную защиту, гарантированное действующим законодательством.
Принимая во внимание, что Любченко М.М. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении техническими средствами реабилитации, имеет право на получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.
Предоставленные технические средства реабилитации должны обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы, начиная от даты ее вынесения.
Истечение срока, за который Любченко М.М. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре. Ограничительных положений о невозможности исполнения обязательств по обеспечению техническими средствами реабилитации за истекший период в натуре законодательство не содержит, а получение компенсации в соответствии со ст. 1 Закона N 181- ФЗ является правом инвалида.
Таким образом, факт не обеспечения инвалида необходимым техническим средством реабилитации является нарушением его конституционных прав на охрану и укрепление здоровья, гарантированных государством, что недопустимо.
Любченко М.М. является инвалидом, в связи с чем самостоятельно обратиться в суд за защитой своих социальных прав не может. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором.
Просит обязать Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Любченко М.М., 19.01.1921 года рождения, инвалида первой группы, техническими средствами реабилитации подгузниками в количестве 495 штук, впитывающими пеленками в количестве 285 штук.
Обжалуемым решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2016 года, исковые требования Буденновского межрайонного прокурора, действующего в интересах Любченко М.М. удовлетворены частично.
Суд обязал Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Любченко М.М., 19.01.1921 года рождения, инвалида первой группы, техническими средствами реабилитации подгузниками в количестве 495 штук.
В удовлетворении исковых требований Буденновского межрайонного прокурора, действующего в интересах Любченко М.М. к государственному учреждению Ставропольского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу N 5 ГУ Ставропольского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации впитывающими простынями (пеленками) в количестве 285 штук за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года, судом отказано.
В апелляционной жалобе директор филиала N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Акимова О.П. просит отменить решение суда первой инстанции в части обязания ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Любченко М.М. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 495 штук и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что согласно разъяснений, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.06.2015 г. N 13-3/10/В-4473, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе абсорбирующим бельем - подгузниками за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Однако судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, вышеуказанное письмо не было принято во внимание и не рассмотрено как доказательство указанных обстоятельств.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Буденовского межрайонного прокурора Цибулина Н.П. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку решение суда обжалуется только в части обязания ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Любченко М.М. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 495 штук, то его законность и обоснованность в необжалуемой части в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы директор филиала N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Акимовой О.П. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя ответчика ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Воблова Д.Н., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Дремову М.Д., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (статья 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Любченко М.М., 19.01.1921 года рождения является инвалидом первой группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что усматривается из справки МСЭ - 2012 N224814 (л.д. 25-26).
10.02.2014 года для инвалида Любченко М.М. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида впервые, бессрочно. Согласно данной индивидуальной программе реабилитации инвалида Любченко М.М. нуждается в получении следующих технических средств реабилитации: 7-02 кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, 22-14 подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии не менее 70x110 см), впитываемостью не менее 2100 мл, 22-03 впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) (л.д. 55-56).
04.03.2014 года Любченко М.М. обратилась в филиал N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением об обеспечении средствами реабилитации инвалида, а именно: 7-02 кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, 22-14 подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии не менее 70x110 см), впитываемостью не менее 2100 мл, 22-03 впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60x90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) (л.д. 11-12).
04.03.2014 года выдано уведомление на имя Любченко М.М. о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами (изделиями) и услугами N 01-19/05/341л (л.д. 13).
25.11.2015 года Орлова Г.В., действующая в интересах своей матери Любченко М.М. обратилась к прокурору Буденновского района с жалобой на действие (бездействие) должностных лиц ФСС в г. Буденновске (л.д. 6).
11.12.2015 года из ответа на запрос N 01-19/05/7679 от директора филиала N5, Филиал N 5 ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации следует, что согласно индивидуальной программе реабилитации от 25.02.2014 года N 310 и заявлению, представленным 04.03.2014 в филиал N 5 отделения Фонда, М.Ф. Любченко состоит на учете по обеспечению подгузниками и впитывающими пеленками. В текущем году, в рамках государственных контрактов от 21.04.2015 N 191, от 10.07.2015 года N 379 и от 28.09.2015 N 546, М.Ф. Любченко были выданы подгузники в количестве 430 штук. В рамках государственных контрактов от 16.02.2015 N 44 от 13.07.2015 N 382 выданы впитывающие пеленки в количестве 690 штук. Также в рамках государственных контрактов от 23.11.2015 N 670 и от 27.11.2015 N 681, филиалом N 5 отделения Фонда с учетом текущей нуждаемости инвалида оформлено направление на получение подгузников в количестве 170 штук и впитывающих пеленок, в количестве 120 штук, которые будут доставлены организацией-поставщиком в ближайшее время (л.д. 7-8).
Из актов приема-передачи N 102267 от 08.12.2015 г., N 93602 от 30.10.2015 г., N 102267 от 08.12.2015 г., направления N 874 от 05.08.2015 г. на получение технических средств реабилитации следует, что ответчиком в 2015 г. Любченко М.М. выдано подгузников в количестве 600 штук (л.д. 21, 23, 46).
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции дал правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обеспечения истца указанными техническими средствами реабилитации за заявленный период.
Между тем, с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку суд первой инстанции неправильно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Как следует из части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 года N 57н.
В силу пункта 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные средства.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе, абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функций выделения за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением (гигиенические средства) периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Установленное нарушение прав Любченко М.М. в силу действующего законодательства не может быть восстановлено путем фактического взыскания в ее пользу гигиенических средств за предыдущие периоды, то есть в данном случае прокурором избран ненадлежащий способ восстановления нарушенного права.
При этом Любченко М.М. не лишена права обратиться за выплатой компенсации в размере стоимости подгузников, которые должны были быть ей предоставлены.
Допущенные судом первой инстанций нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем принятое по делу решение в части возложения обязанности на ГУ - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить Любченко М.М. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 495 штук, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежат отмене в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 24 февраля 2016 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Любченко М.М., 19.01.1921 года рождения, инвалида первой группы, техническими средствами реабилитации подгузниками в количестве 495 штук - отменить.
В отменной части принять новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Буденновскому межрайонному прокурору в интересах Любченко М.М. - отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу директора филиала N 5 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Акимовой О.П. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.