Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.
судей
Дубинина А.И., Кононовой Л.И.
с участием секретаря
Дугужевой Б.Х-М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра имущественных отношений СК Мистержановой А.Ю.,
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2016 года,
по гражданскому делу по иску министерства имущественных отношений Ставропольского края к Дукачевой Г.Н. о понуждении провести отчуждение 2/125 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:23:000000:3371, расположенной в Минераловодском районе, МО Нагутский сельсовет, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
установила:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с указанным иском к Дукачевой Г.Н. мотивируя тем, что в министерство имущественных отношений Ставропольского края поступило уведомление от Минераловодского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24.07.2015года N 26-26/2515/15 о том, что среди участников общей долевой собственности на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый номер 26:23:000000:3371 значится гражданка Казахстана Дукачева Г.Н., которой принадлежит земельная доля в размере 2/125 долей на земельном участке площадью 1542000 кв.м., расположенная в Минераловодском районе, МО Нагутский сельсовет.
Сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Дукачевой Г.Н. в министерстве имущественных отношений Ставропольского края отсутствуют.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
В силу части 2 статьи 238 ГК РФ в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
В связи с чем, просит обязать Дукачеву Г.Н., 27.06.1955 года рождения, провести отчуждение 2/125 доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:23:000000:3371, расположенный в Минераловодском районе, МО Нагутский сельсовет, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2016 года, в удовлетворении исковых требований министерства имущественных отношений СК отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе заместитель министра имущественных отношений СК Мистержанова А.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования министерства. Указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что в соответствии с содержанием Федерального закона N 101-ФЗ, не допускается нахождение в собственности иностранного гражданина, как земельного участка, так и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ)).
В силу положений ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.
Из материалов дела усматривается, что Дукачевой Г.Н., являющейся гражданкой Казахстана, принадлежит на праве собственности 2/125 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1542000 кв.м., назначение: земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение): СК, Минераловодский район, МО Нагутский сельсовет, кадастровый номер 26:23:000000:3371, что усматривается из свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.12.2005 г., протокола общего собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения от 05.12.2013 г. (л.д. 117-121, 127).
Согласно уведомлению Минераловодского отдела УФСГРКиК по СК от 24.07.2015 г. N 26-26/2515/15 в нарушение п. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственник не произвел установленного законом срока отчуждения доли в праве на земельный участок (л.д. 4).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нахождение в собственности ответчика, являющегося иностранным гражданином, доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (в отличие от земельного участка) и непринятие им мер по ее отчуждению не противоречит закону, поскольку действующее земельное законодательство не содержит запрета иностранному гражданину иметь в собственности долю (несколько долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. Аналогичная норма содержится в статье 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.
То обстоятельство, что действующая редакция статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отличие от предыдущей не содержит указание то, что на праве аренды иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства наряду с земельными участками могут обладать также долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, само по себе не свидетельствует о том, что данная норма в настоящее время запрещает иностранным гражданам иметь в собственности только земельный участок, но не долю в праве общей долевой собственности на него, поскольку внесенные законодателем изменения касаются только арендных правоотношений и связаны с тем, что доля в праве общей собственности на земельный участок не обладает признаками, необходимыми для объекта аренды (607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. ст. 244 ГК РФ, ст. ст. 3, 5 ст. 5 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на доли в праве собственности на земельные участки распространяются такие же требования, как и на участок в целом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в установленный законом срок ответчиком не исполнена предусмотренная требованиями ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по отчуждению принадлежащей ему доли земельного участка, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 26 февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Министерства имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить.
Обязать Дукачеву Г.Н., 27.06.1955 года рождения, гражданку Республики Казахстан, провести отчуждение 2/125 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:23:000000:3371, расположенный в Минераловодском районе, МО Нагутский сельсовет, путем продажи на торгах, конкурсах, аукционах.
Апелляционную жалобу заместителя Министра имущественных отношений Ставропольского края Мистержановой А.Ю. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.