Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу Коломиец С.Н. на постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора от 15 января 2016г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 марта 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" участка отгрузки нефтепродуктов ТОП АО "РН-Транс" Коломиец С. Н.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора (далее - должностное лицо) ФИО1 от 15 января 2016г. "данные изъяты" участка отгрузки нефтепродуктов ТОП АО "РН-Транс" Коломиец С.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, как должностное лицо, в виде штрафа в размере 300 рублей (л.д.3-8).
Решением судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 марта 2016г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Коломиец С.Н. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, считая его незаконным, необоснованным и не соответствующим имеющимся в материалах дела доказательствам.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения Коломийца С.Н., его защитника Куркина М.В., представителей административного органа Вольвак Н.А. и Заерко Е.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 11.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте.
Субъектами административной ответственности за нарушение данной нормы являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, 28 ноября 2015г. административным органом были выявлены нарушения грузоотправителем ТОП АО "РН-Транс" требований ч.3 ст.21 Федерального закона от 10 января 2003г. N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", ст.20 Федерального закона от 10 января 2003г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", п.3.2.23 Правил перевозки жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, в части не проведения проверки перед наливом цистерны - исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Коломиец С.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, и привлечению его к административной ответственности, как должностного лица.
Между тем с таким выводом административного органа и судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета следующего.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
В соответствии с Приказом от 13.12.2013г. N Коломиец С.Н. назначен "данные изъяты" участка отгрузки нефтепродуктов железнодорожным транспортом ТОП АО "РН-Транс" (л.д.59).
Приказом от 08.05.2015г. N Коломиец С.Н. назначен ответственным за правильность погрузки, размещения, крепления и выгрузку грузов в вагонах (контейнерах) (л.д.60).
В соответствии с п.3 Должностной инструкции Коломиец С.Н. осуществляет функции по организации работы участка; контролированию выполнения производственных задач участка, состава смен вахтового персонала, работников сторонней организации по уборке помещений в здании АБК пунктов налива, состояния помещения на территории промывочно-препарочного комплекса; организации работы по благоустройству территории; выполнению отдельных служебных поручений непосредственного руководителя по вопросам, касающимся деятельности ТОП АО "РН-Транс". Его непосредственным руководителем является заместитель директора по организации перевозок железнодорожным транспортом (л.д.63-66).
В материалах дела не имеется сведений о том, что занимаемая Коломиец С.Н. должность "данные изъяты" участка отгрузки нефтепродуктов ТОП АО "РН-Транс" отнесена к категории - руководящие должности.
Таким образом, Коломиец С.Н. не осуществляет полномочий, связанных с руководством деятельностью Общества, не принимает решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия для юридического лица, не управляет и не распоряжается имуществом Общества, в связи с чем должностной инструкцией на Коломийца С.Н. не возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Указанное свидетельствует о том, что по смыслу примечания к ст.2.4 КоАП РФ, Коломиец С.Н. не является должностным лицом, что исключает наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, как должностного лица.
Таким образом, имеющий значение для правильного рассмотрения дела вопрос о том, является ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, административным органом и судом достаточно исследован не был. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Коломиец С.Н. является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение вменяемого ему административного правонарушения, в ходе производства по настоящему делу добыто не было, материалы дела их не содержат.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Следовательно, постановление административного органа и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Поскольку указанные обстоятельства являются достаточными для отмены обжалуемых актов, суд второй инстанции не входит в обсуждение иных доводов жалобы Коломийца С.Н.
С учетом изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу Коломийца С.Н. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Дальневосточного Управления государственного железнодорожного надзора от 15 января 2016г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 01 марта 2016г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.11.14 КоАП РФ, в отношении "данные изъяты" участка отгрузки нефтепродуктов ТОП АО "РН-Транс" Коломиец С. Н. отменить.
Производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Судья
Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.