Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 мая 2016 г. по делу N 33а-182/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Пака И.Э.,
при секретаре Масловой О.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков начальника Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Пермский военный институт внутренних войск МВД России) и жилищной комиссии названного военного института Макарова А.Н. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2016 года, согласно которому удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего Марченко А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск МВД России, связанного с отказом в рассмотрении рапорта о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, и действий начальника названного военного института, связанных с утверждением такого решения.
Заслушав доклад судьи Пака И.Э., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
решением жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск МВД России от 25 сентября 2015 года, утвержденным начальником этого института 28 сентября того же года (протокол N), в удовлетворении рапорта Марченко от 31 января 2013 года о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий было отказано по пункту 2 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации в связи с тем, что предоставленные им документы не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск МВД России от 16 февраля 2016 года (протокол N) названное решение жилищного органа изменено и принято новое решение об отказе в рассмотрении рапорта Марченко от 31 января 2013 года, поскольку имеется вступившее в законную силу апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 20 мая 2014 года, в соответствии с которым решение жилищного органа от 2 декабря 2013 года об отказе в удовлетворении этого же рапорта было признано законным, что не лишает административного истца вновь обратится с рапортом и приложенными к нему документами для постановки на соответствующий учет.
Полагая свои права нарушенными, Марченко в административном исковом заявлении просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии военного института от 16 февраля 2016 года об отказе в рассмотрении его рапорта от 31 января 2013 года о постановке его на жилищный учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также действия начальника названного учреждения, связанные с утверждением такого решения, обязать жилищную комиссию военного института отменить это решение и повторно рассмотреть его рапорт от 31 января 2013 года о постановке его и членов его семьи на соответствующий учет, а начальника военного института утвердить такие решения.
Пермский гарнизонный военный суд решением от 24 февраля 2016 года удовлетворил требования Марченко.
Не согласившись с таким решением, представитель административных ответчиков Макаров подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Марченко.
В обоснование жалобы Макаров, выражая несогласие с выводами суда, изложенными в решении и приводя выдержки из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 октября 2013 года, утверждает, что жилищной комиссией военного института рапорт Марченко от 31 января 2013 года по существу был рассмотрен с учетом выводов изложенных в названном определении суда апелляционной инстанции, с вынесением соответствующего решения об отказе в постановке административного истца на жилищный учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (протокол N от 2 декабря 2013 года).
При этом, далее указывается в жалобе, названное решение жилищного органа на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 20 мая 2014 года было признано законным и обоснованным. С таким решением согласился и судья Верховного Суда Российской Федерации, который вынес 1 октября 2014 года определение об отказе в передаче кассационной жалобы Марченко на данное определение суда апелляционной инстанции для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В связи с изложенным, приходит к выводу Макаров, законных оснований для рассмотрения рапорта Марченко о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий от 31 января 2013 года у жилищного органа военного института не имеется.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, окружной военный суд находит решение Пермского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2016 года по настоящему административному делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки утверждениям, изложенным в апелляционной жалобе, выводы суда по делу основаны на правильной оценке исследованных фактических данных и верном толковании и применении норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделения жилых помещений военнослужащим внутренних войск и членам их семей установлен Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 года.
Согласно пункту 18 Инструкции в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждой воинской части создается жилищная комиссия, на которую возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределение поступающей жилой площади.
В соответствии с п. 19 Инструкции для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусматриваются статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не предоставлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Кроме того, согласно п. 2.1 Инструкции ее действие распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Марченко проходил военную службу по контракту в Пермском военном институте внутренних войск МВД России и как военнослужащий, уволенный с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, с 22 апреля 2013 года был исключен из списков личного состава военного института. Во время прохождения военной службы в военном институте административному истцу было предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 71,8 кв. метра.
В связи с изменением состава семьи и обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы Марченко 31 января 2013 года обратился к начальнику военного института с рапортом о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но решением жилищной комиссии, изложенном в протоколе N от 26 февраля 2013 года, в удовлетворении данного рапорта Марченко отказано.
Такое решение жилищной комиссии заявителем было оспорено в судебном порядке и решением Пермского гарнизонного военного суда от 8 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований Марченко о признании незаконным названного решения жилищного органа было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 октября 2013 года решение Пермского гарнизонного военного суда от 8 августа 2013 года отменено, и по делу принято новое решение о признании решения жилищной комиссии военного института от 26 февраля 2013 года (протокол N) незаконным. На жилищный орган возложена обязанность о повторном рассмотрении рапорта Марченко от 31 января 2013 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом выводов суда апелляционной инстанции, изложенных в данном судебном постановлении, поскольку оспариваемое решение жилищного органа военного института было принято без учета обстоятельств, имеющих место на момент рассмотрения рапорта Марченко и влияющих на его разрешение.
Во исполнении этого 2 декабря 2013 года жилищной комиссией вновь рассмотрен рапорт Марченко от 31 января 2013 года и принято аналогичное решение об отказе в его удовлетворении. Названное решение, утвержденное начальником военного института, было мотивировано тем, что к рапорту Марченко в нарушение требований ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации не были приложены заявления членов его семьи, а, кроме этого, Марченко не было представлено документов на супругу, брак с которой был заключен 6 ноября 2013 года.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, жилищный орган военного института, принимая такое решение, выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в его определении от 15 октября 2013 года, проигнорировал, рапорт Марченко от 31 января 2013 года о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по существу не рассмотрел.
Это решение жилищной комиссии административным истцом также было оспорено в судебном порядке и решением Пермского гарнизонного военного суда от 5 марта 2014 года требования Марченко о признании незаконным решения жилищного органа об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении, постановке его и членов его семьи на соответствующий учёт, а также действий начальника военного института, связанных с утверждением указанного решения, были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного суда от 20 мая 2014 года решение гарнизонного военного суда от 5 марта 2014 года отменено, и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Марченко, по мотиву непредставления им на рассмотрение жилищного органа заявлений от всех совместно проживающих с ним членов семьи о признании их нуждающимися в жилом помещении, а также сведений об изменении состава его семьи после заключения повторного брака для проверки жилищных условий нового члена его семьи.
После того, как определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2014 года в передаче кассационной жалобы Марченко на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 20 мая 2014 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции было отказано, а также в связи с принятием наследства в январе 2015 года - части жилого помещения, принадлежащего умершей супруге административного истца, Марченко для повторного рассмотрения рапорта от 31 января 2013 года обратился к начальнику военного института с заявлением от 12 февраля 2015 года и приложенными к нему документами, в том числе те, которые подтверждали в принятие наследство части жилого помещения, принадлежащего умершей его супруги, и те, на отсутствие которых указывала жилищная комиссия в решении от 2 декабря 2013 года.
Однако начальник военного института своим письмом от 16 марта 2015 года Марченко в передаче на рассмотрение жилищной комиссии военного института его рапорта от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и заявлений, поступивших от него после 22 апреля 2013 года, отказал в связи с утратой после 22 апреля 2013 года Марченко статуса военнослужащего.
Это решение жилищной комиссии административным истцом также было оспорено в судебном порядке и решением Пермского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года, оставленным без изменения Приволжским окружным военным судом определением от 18 августа 2015 года, требования Марченко о признании незаконными действий начальника Пермского военного института внутренних войск МВД России, связанных с отказом в передаче его рапорта от 31 января 2013 года о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии указанного военного института, были удовлетворены. На указанное должностное лицо была возложена обязанность о передаче рапорта Марченко от 31 января 2013 года и приложенные к нему документы на рассмотрение жилищной комиссии военного института для рассмотрения по существу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что после того, как на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 15 октября 2013 года на жилищную комиссию военного института была возложена обязанность по рассмотрению рапорта Марченко от 31 января 2013 года о постановке на учет его и членов его семьи нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом выводов суда апелляционной инстанции, таковой по существу рассмотрен не был, следовательно вопрос о нуждаемости Марченко и членов его семьи в улучшении жилищных условий и о возможности нахождения названных лиц на соответствующем учете жилищным органом до сих пор по существу не разрешен.
В связи с изложенным несостоятельно утверждение в жалобе о том, что названный рапорт Марченко от 31 января 2013 года жилищной комиссией военного института 2 декабря 2013 года был рассмотрен с вынесением соответствующего решения изложенного в протоколе N, которое было признано законным в соответствии с апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 20 мая 2014 года и в соответствии с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2014 года и на существо принятого решения не влияет.
Более того, решением Пермского гарнизонного военного суда от 5 июня 2015 года, оставленным без изменения Приволжским окружным военным судом (определение от 18 августа 2015 года), требования Марченко о признании незаконными действий начальника Пермского военного института внутренних войск МВД России, связанные с отказом в передаче такого рапорта административного истца от 31 января 2013 года и представленных к нему документов на рассмотрение жилищной комиссии названного военного института, были удовлетворены и на указанное должностное лицо была возложена обязанность о передаче такого рапорта с представленными к нему документами на рассмотрение жилищной комиссией военного института по существу.
На основании изложенного, не согласиться с решением гарнизонного военного суда у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Каких-либо процессуальных нарушений, влияющих на законность принятого по настоящему гражданскому делу решения при рассмотрении дела не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС Российской Федерации, окружной военный суд
определил:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Марченко А.В. об оспаривании решения жилищной комиссии Пермского военного института внутренних войск МВД России, связанного с отказом в рассмотрении рапорта о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, и действий начальника названного военного института, связанных с утверждением такого решения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административных ответчиков Макарова А.Н. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда И.Э. Пак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.