Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Афанасьевой Т.В.,
судей Маренниковой М.В., Бачинской Н.Ю.,
при секретаре Кудряшовой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
12 мая 2016 года
дело по иску Комбарова А.В. к Территориальному управлению Росимущества в Ярославской области, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению " Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное ТУИО" Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи областного суда Маренниковой М.В., судебная коллегия
установила:
С ДД.ММ.ГГГГ Комбаров А.В. зарегистрирован по адресу: "адрес"
Комбаров А.В. обратился с иском к Территориальному управлению Росимущества в Ярославской области о признании в порядке приватизации права собственности на указанную выше квартиру.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проживает и зарегистрирован в спорном жилом помещении, которое находится на территории бывшего закрытого военного городка. Передача жилого фонда в муниципальную собственность не оформлена, что препятствует приватизации квартиры в административном порядке. Согласно сведениям территориального управления федерального агентства по управлению гос. имуществом в Ярославской области, квартира не относится к федеральному имуществу. Ранее "адрес" находился в ведении Министерства обороны РФ. Жилой фонд был закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ " Костромская квартиро-эксплуатационная часть района". В данное время эти организации упразднены. Согласно ответу Территориального управления федерального агентства по управлению гос. имуществом в Ярославской области в реестре федерального имущества учтен жилой дом по адресу: "адрес" без указания нумерации, который закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ " Костромская КЭЧ".
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Комбарова А.В. удовлетворены, за Комбаровым А.В. признано право собственности на квартиру N, расположенную по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ФГКУ " Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ ставился вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводились к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по гражданским делам Ярославского областного суда вынесено определение о переходе к рассмотрению гражданского дела по иску Комбарова А.В. к Территориальному управлению Росимущества в Ярославской области о признании права собственности в порядке приватизации по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
К участию в деле в качестве соответчиков на основании указанного определения судебной коллегии привлечены Министерство обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В судебном заседании представитель истца Комбарова А.В. по доверенности Веретенникова Н.Г. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчики Территориальное управление Росимущества в Ярославской области, Министерство обороны РФ, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, третьи лица Управление Росреестра по Ярославской области, администрация Туношенского сельского поселения ЯМР в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав представителя истца Комбарова А.В. по доверенности Веретенникову Н.Г., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Из материалов дела видно, что Комбаров А.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес" ( "данные изъяты").
Согласно справке МКУ "Многофункциональный центр развития" Ярославского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N Комбаров А.В. не участвовал в приватизации жилья в Ярославском муниципальном районе Ярославской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
По информации, предоставленной администрацией Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, объект недвижимости (квартира) N по адресу "адрес" не значится в реестре муниципального имущества казны Туношенского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Из ответов Территориального управления Росимущества в Ярославской области следует, что в соответствии с п.38 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, сведения об объекте - квартира, расположенная по адресу "адрес", не могут быть предоставлены в связи с отсутствием сведений в РФИ; дополнительно сообщается, что по адресу: "адрес", в реестре федерального имущества учтен жилой дом без указания нумерации, который закреплен на праве оперативного управления за ФГКЭУ "Костромская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации и учитывается в реестре, который ведет Территориальное управление Росимущества в Костромской области ( "данные изъяты").
Из ответа КУМИ администрации Ярославского муниципального района следует, что квартира по указанному адресу не включена в Реестр муниципального имущества Ярославского муниципального района; сведениями о присвоении статуса служебная квартире по данному адресу, а также предоставлялся ли государственный жилищный сертификат на улучшение жилищных условий Комбарову А.В. от Министерства Обороны РФ, администрация ЯМР не располагает ( "данные изъяты").
Согласно информации, предоставленной администрацией Туношенского сельского поселения ЯМР, квартира N в "адрес", относится к служебным квартирам, включена в Перечень служебного жилья, относящегося к жилищному фонду Министерства обороны РФ на ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты").
Из материалов дела также видно, что спорная квартира включена в Перечень квартир, закрепленных за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России ( "данные изъяты").
Согласно ответу администрации Туношенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N квартира N по адресу: "адрес" не включена в реестр муниципального имущества казны Туношенского сельского поселения и не является собственностью сельского поселения; договор служебного найма администрацией Туношенского сельского поселения не заключался; вышеуказанная квартира принадлежит Министерству обороны РФ.
По информации ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира закреплена за Учреждением на праве оперативного управления, что подтверждается представленным передаточным актом; сведениями о статусе жилого помещения учреждение не располагает.
Из сообщения ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находится в ведении Минобороны России, правообладателем жилого помещения является ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны РФ; в соответствии с постановлением Главы ЯМР от ДД.ММ.ГГГГ N жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что истец Комбаров А.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес", ранее свое право на участие в приватизации не реализовал. Вместе с тем договор социального найма с истцом не заключался, занимаемое истцом жилое помещение находится в федеральной собственности, относится к служебному жилому помещению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (п.1, подп. "м" п. 2).
Из содержания указанной нормы следует, что именно Министерство обороны Российской Федерации полномочно принимать решения об исключении жилого помещения, находящегося у него на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, из числа служебных. Такое решение или решение иного уполномоченного органа об исключении спорного жилого помещения из числа служебных отсутствует.
Таким образом, поскольку спорное жилое помещение имеет статус служебного, то оно в силу закона приватизации не подлежит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярославского районного суда Ярославской области от 30 ноября 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Комбарову А.В. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.