Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу мэра городского округа муниципального образования "город Тулун" К. на постановление начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах - главного государственного санитарного врача в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах от 29 октября 2015 года и на решение судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 20 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун",
установил:
Постановлением NN начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах - главного государственного санитарного врача в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах К.А.П. от 29 октября 2015 года МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Решением судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 20 февраля 2016 года постановление должностного лица Роспотребнадзора оставлено без изменения, жалоба защитника О. в интересах МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, (данные изъяты) МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" К., не соглашаясь с вынесенными по делу постановлением и решением, просит их отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указал на допущенные должностным лицом нарушения Административного регламента в ходе производства по делу об административном правонарушении. Так, распоряжение о проведении проверки не содержит сроков её проведения; в распоряжении о продлении сроков проверки не указаны причины такого продления, нарушены сроки ознакомления с распоряжением о продлении сроков проверки; руководитель администрации не был ознакомлен с актом проверки. Кроме того, акт проверки не содержит протоколов отбора образцов, такие документы для ознакомления не были представлены. Протокол об административном правонарушении был составлен по результатам обследования, в котором представители администрации участия не принимали. Полагает, что перечисленные нарушения влекут недействительность результатов проверки.
В дополнительных пояснениях к жалобе защитник К.П.В. указал, что в задачи органов местного самоуправления входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования, администрация г. Тулуна не осуществляет хозяйственную деятельность по обращению с отходами, в связи с чем не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока обжалования решения судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 20 февраля 2016 года не имеется, поскольку жалоба подана в установленный законом срок.
Законный представитель МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун", в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, заслушав защитника К.П.В., поддержавшего жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23 октября 2015 года в соответствии с ежегодным планом проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2015 год проведены мероприятия по контролю соблюдения требований санитарного законодательства при осуществлении полномочий по организации обеспечения населения питьевой водой, содержанию территорий населенных мест, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, содержанию мест захоронения и других требований, в ходе которых на территории муниципального образования "город Тулун" должностным лицом Роспотребнадзора было выявлено нарушение требований статей 2, 11, 21 и 22 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 8, пункта 3 статьи 11 и статьи 13 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 2.1, 2.1.3, 2.2.2, 1.2, 3.1 и 3.2 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утверждённых Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, выразившееся в том, что не разработана Генеральная схема очистки населенного пункта, не приняты достаточные меры к оборудованию специальных площадок для размещения контейнеров для сбора бытовых отходов, установке контейнеров сбора бытовых отходов, деревянных или металлических сборников, на территории домовладений, что способствует складированию отходов в непредназначенных для этих целей местах и образованию несанкционированных свалок отходов производства и потребления.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С вынесенными по делу постановлением и судебным решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона РФ (в редакции Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), пункта 3 статьи 7 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона РФ от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах - главного государственного санитарного врача в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах от 29 октября 2015 года и решение судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 20 февраля 2016 года, вынесенные в отношении МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Жалобу (данные изъяты) МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" К. удовлетворить.
Постановление начальника Территориального отдела Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах - главного государственного санитарного врача в г. Тулуне, Тулунском и Куйтунском районах от 29 октября 2015 года и решение судьи Тулунского городского суда Иркутской области от 20 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении МУ "администрация городского округа МО "г.Тулун" прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья А.И. Карнышов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.