Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Чертковой С.А.,
судей Егоровой О.В. и Бутиной Е.Г.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чунском районе Иркутской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чунском районе Иркутской области (далее - УПФ РФ в Чунском районе Иркутской области) Пешковой О.Н. на решение Чунского районного суда Иркутской области от 03 февраля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований истец И. указала, что 09.09.2015 она обратилась в УПФ РФ в Чунском районе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ РФ в Чунском районе Номер изъят от 15.09.2015 ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж на соответствующих видах работ в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 20 лет 0 месяца 08 дней, при требуемом не менее 25 лет. Общий трудовой стаж составляет 26 лет 11 месяца 05 дней.
Ответчиком не был засчитан в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, период работы И. с 03.08.1988 по 31.10.1993 в должности логопеда Чунского районного отдела образования, так как наименование учреждения "Чунский РОНО", не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
В период ее работы логопедом в Чунском РОНО действовало "Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах" от 09.04.1976 года, утвержденное Министром просвещения СССР, и инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда от 16.04.1976 года. Согласно этим нормативным документам логопедические пункты открывались районными (городскими) отделами народного образования в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели (пункт 2 Положения), за логопедическим пунктом закреплялось несколько школ (пункт 3 Положения). Логопедический пункт мог размещаться в помещении одной из общеобразовательных школ, а также в помещении методического кабинета районного (городского) отдела народного образования (пункт 23). Согласно п. 21 этого Положения, непосредственное руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществлялись районными (городскими) отделами народного образования, в ведении которых находились логопедические пункты. Согласно п. 20 "Положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах от 09.04.1976 года", для учителей-логопедов логопунктов школ были предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленный для учителей общеобразовательных школ. Данный нормативный документ действовал до выхода инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.02.2000 года N 2 "Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения", где закреплены те же должностные обязанности, определен порядок организации деятельности логопункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения, который создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Согласно справке-выписке из тарификационных списков Чунского РОНО N 1540 от 16.11.2015 г. за период с 1988 по 1991 год, она работала в логопедическом пункте, который являлся структурным подразделением Чунского районного отдела образования. Рабочий процесс осуществлялся в здании вечерней школы, располагавшемся на территории Чунской средней школы N 29, где был оборудован кабинет логопеда. В первую половину дня в здании вечерней школы занимались ученики начальных классов Чунской средней школы N 29. Целью работы являлось оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ. В логопедический пункт зачислялись учащиеся общеобразовательных учреждений района с различными нарушениями устной и письменной речи. Основной состав групп воспитанников составляли ученики начальных классов Чунских средних школ: N 29, N 1, N 90. Занятия с обучающимися, проводились как индивидуально, так и в группах, в течение всего учебного года, с учетом режима работы образовательного учреждения. После пожара в указанной вечерней школе, логопедический кабинет был организован на базе Чунской средней школы N 29, где она продолжала свою педагогическую деятельность до ухода в отпуск по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет с 07.08.1991 г. по 06.06.1994 г. (справка, подтверждающая условия труда, необходимые для начисления досрочной трудовой пенсии N 1112 от 11.11.2015 года). В связи с этим она полагала, что работала непосредственно в учреждении для детей (средней школе), осуществляя педагогическую коррекционную деятельность в должности логопеда Чунского отдела образования. То обстоятельство, что она числилась в штате Чунского РОНО, исполняла обязанности логопеда в логопункте школы, т.е. работала в должности и учреждении, предусмотренных соответствующим Списком, не может служить основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку такое оформление трудовых отношений с учителями - логопедами было особенностью того времени, а действовавшее в тот период законодательство предусматривало, что для учителей-логопедов логопедических пунктов школ сохранялись все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (пункт 20 "Положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах от 09.04.1976 года, утвержденное Министром просвещения СССР).
Просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 09.09.2015, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 статьи30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом периода работы с 03.08.1988 по 31.10.1993 (5 лет 2 месяца 29 дней) в должности логопеда Чунского РОНО, в соответствии со списком должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
В судебном заседании истец И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика УПФ РФ в Чунском районе Сизых Л.А., ПрихиднякЛ.В., действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования не признали, полагали их не подлежащими удовлетворению.
Решением Чунского районного суда Иркутской области от 03 февраля 2016 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
За И. 22 мая 1968 года рождения, признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 9 сентября 2015 года, в соответствии с п.п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом периода работы с 03.08.1988 года по 31.10.1993 года (05 лет 02 месяцев 29 дней) логопедом Чунского РОНО, в соответствии со списком должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность с 09 сентября 2015 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФ РФ в Чунском районе Иркутской области Пешкова О.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправомерность и необоснованность.
При этом указывает, что согласно ее трудовой книжки в спорном периоде истец работала в качестве логопеда в Чунском РОНО, которое не относится к общеобразовательным учреждениям, предусмотренным п. 1.1 Списка от 29.10.2002 N781.
Также указывает, что в соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, приведенной в постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", свидетельские показания не могут быть отнесены к допустимым доказательствам по делу.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец И., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не представила.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УПФ РФ в Чунском районе Иркутской области Давыдова Л.Е., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения лица по делу, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ от Дата изъята N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в графе наименование должностей предусмотрен учитель-логопед, в графе наименование учреждений - школы всех наименований.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно Положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, утвержденному Министерством просвещения СССР от 16.04.1976 года N 21-М, и Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе, логопедические пункты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи. Основными задачами логопедических пунктов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения. Логопедические пункты открываются районными (городскими) отделами народного образования в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели. На логопедические пункты зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие различные отклонения в развитии устной и письменной речи, выявленные учителем, логопедом или врачом районной поликлиники. На логопедические пункты принимаются учащиеся, недостатки речи, которых препятствуют их успешному обучению. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование (филологическое) с обязательным прохождением курсов по подготовке логопедов. Учитель-Логопед несет ответственность за организацию и проведение работы на логопедическом пункте перед районным (городским) отделом народного образования. Оплата труда учителей-логопедов, работающих на логопедических пунктах, производится в установленном порядке в соответствии с существующим законодательством. Учитель-логопед ведет занятия с учащимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости; осуществляет систематическую связь с заместителями директоров школ по учебной работе и классными руководителями учащихся, занимающихся на логопедическом пункте, посещает уроки в прикрепленных школах с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи; составляет ежегодный отчет о работе и представляет его в районный (городской) отдел народного образования; информирует педагогические советы прикрепленных, школ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта; ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей, учащихся, выступает на родительских собраниях с докладами о задачах, и специфике логопедической работы, и о мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи; участвует в заседаниях методических объединений учителей.
Согласно п. 20 Положения о логопедических пунктах при образовательных школах, для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим - законодательством предусматривались все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.
В соответствии с п. 23-26 логопедический пункт может размещаться в помещении одной из общеобразовательных школ, а также в помещении методического кабинета или районного (городского) отдела народного образования; логопедический пункт, организованный в помещении школы, учитывается как класс-комплект при установлении штатов школы только в отношении числа ставок рабочего и младшего обслуживающего персонала; для логопедического пункта выделяется кабинет площадью не менее 20кв.м., отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям; логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием. На районные (городские) отделы народного образования возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, санитарное содержание его и ремонт помещения. Логопедический пункт финансируется отделом народного образования, в ведении которого он находится.
Из приложения 2 к Положению о логопедических пунктах при общеобразовательных школах усматривается, что в отношении детей принятых на логопедический пункт заполняется классный журнал, в котором ведется учет посещаемости занятий.
В Письме Министерства образования РФ от 14.12.2000 года N 2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения" также закреплено, что логопедический пункт является структурным подразделением государственного, муниципального общеобразовательного учреждения, создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что И. согласно трудовой книжки АТ-У Номер изъят, выданной 14.10.1988, была принята 3.08.1988 на основании приказа N Д-127 от 3.08.1988 логопедом в Чунский РОНО (районный отдел образования). 07.06.1994 уволена по ст. 31 КЗОТ РФ согласно приказа N Д-126 от 23.06.1994.
Из справки МКУ "Отдел образования администрации Чунского района" N1540 от 16.11.2015 усматривается, что И. работала в логопедическом пункте Чунского РОНО, в период с 1.09.1988 по 31.08.1989 (1988-1989 учебный год); с 01.09.1989 по 31.08.1990 (1989-1990 учебный год); с 01.09.1990 по 31.12.1990 (1990-1991 учебный год), согласно тарификационных списков работников за указанные периоды ей начислялась заработная плата на 1 ставку.
Согласно архивной справки N С-637 от 25.12.2015 архивного отдела администрации Чунского района в документах архивного фонда - архивная коллекция документов по личному составу ликвидированных детских дошкольных учреждений Чунского района имеются приказы заведующей детского сада N3, в которых значится, что И. работала с 18.12.1989 по совместительству на 0,5 ставки логопедом пр. N 116 от 18.12.1989. Приказа об увольнении не имеется. Также имеется приказ N105 от 16.10.1990 о приеме на работу на 0.5 ставки логопеда. Приказ на увольнение не выявлен.
Согласно Тарификационного списка учителей и работников школ на 01.09.1989, И. занимала должность логопеда логопедического пункта, находящегося в пос. Чуна, ул. Фрунзе.
Согласно справке N 1112 от 11.11.2015, подтверждающей условия труда, необходимые для начисления досрочной трудовой пенсии, И. с 03.08.1988 (Пр. N Д-127 по РОНО от 03.08.1988) по 07.06.1994 (Пр. N Д-126 от 23.06.1994 года) была занята в качестве логопеда на ставку с полным восьмичасовым рабочим днем, в Чунском районном отделе народного образования. Прием и увольнение педагогических работников района осуществлял Чунский районный отдел народного образования. Чунский районный отдел народного образования преобразован в отдел народного образования мэрии Чунского района на основании приказа N 206 от 05.06.1998. Отдел народного образования мэрии Чунского района переименован в муниципальный орган управления образованием в Чунском районе - отдел народного образования мэрии Чунского района согласно приказа N 554 от 16.09.2002. Муниципальный орган управления образованием в Чунском районе - отдел народного образования мэрии Чунского района переименован в отдел народного образования администрации Чунского района согласно приказа N 0-112 от 19.06.2006. Учреждение "Отдел народного образования администрации Чунского района" переименован в учреждение "Отдел образования администрации Чунского района", приказ N 0-142 от 24.06.2008. Учреждение "Отдел образования администрации Чунского района" переименовано в муниципальное казенное учреждение "Отдел образования администрации Чунского района" приказ N 0-4 от 11.01.2012.
В судебном заседании допрошенный свидетель С. суду пояснил, что он в период с декабря 1977 года по февраль 1984 года работал логопедом в Чунском РОНО. Ранее Чунское РОНО осуществляло прием, как педагогов, так и других работников общеобразовательных школ. Логопедический пункт был создан во исполнение решений министра просвещения о создании при общеобразовательных школах логопедических пунктов. Логопедический пункт располагался в помещении вечерней школы N 52, рядом со зданием школы N 29. Работа логопедических пунктов была направлена на оказание помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи, преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения. Логопедический пункт был создан районными отделом народного образования, оборудован специальным оборудованием - зеркалами, классной доской, шкафами, партами, магнитофоном и другим наглядным материалом. Посещали логопедический пункт учащиеся начальных классов школы N 29, с ними проводились групповые и(или) индивидуальные занятия. Зимой 1988 года здание, где располагался логопедический пункт, было уничтожено полностью пожаром. Впоследствии учителю-логопеду И. было выделено помещение в школе N 29, где был оборудован логопедический пункт для продолжения занятий с учащимися школы.
Свидетель Р. суду пояснила, что в 1988 году была принята на работу в школу N 29 учителем начальных классов. На территории школы располагалось дополнительное здание, в котором проводились занятия вечерней школы, занятие групп продленного дня, был оборудован логопедический пункт, где работала И. Зимой 1988 года здание, где располагался логопедический пункт, было уничтожено полностью пожаром. Впоследствии учителю-логопеду И. было выделено помещение в школе N 29, где был оборудован логопедический пункт для продолжения занятий с учащимися школы.
Свидетель Ю. суду пояснила, что на территории школы N 29 ранее находилось здание, где в вечернее время проводились занятия с учениками вечерней школы, днем занималась группа продленного дня, был оборудован кабинет для занятий со школьниками учителя-логопеда. Зимой 1988 года здание, где располагался логопедический пункт, было уничтожено полностью пожаром. И. было выделено помещение в школе N 29, где был оборудован логопедический пункт для продолжения занятий с учащимися школы.
Свидетель Т. суду пояснила, что в Отделе образования Чунского района она работает длительное время. В 70-е годы при районном отделе народного образования был создан логопедический пункт. Целью создания логопедического пункта было преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения. Логопедический пункт открывался районным отделом народного образования в соответствии с Положения о логопедических пунктах при образовательных школах, утв. Министром просвещения СССР 09.04.1976 года и Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе. В период работы И. с 3.08.1988 года по 31.10.1993 года приемом и увольнением учителей, а равно и учителя-логопеда занималось Чунское РОНО, в лице заведующего. Логопедический пункт посещали дети начальных классов школы N 29, в отношении учащихся велся классный журнал, также учителем-логопедом в качестве дополнительной общественной нагрузки осуществлялись индивидуальные занятия и с детьми дошкольного возраста, других школ района. Учителю-логопеду логопедического пункта гарантировались все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.
Из справки заместителя начальника ОНД по Тайшетскому и Чунскому районам Новиковой Н.В. N 04 от 2.02.2016 следует, что в ОНД по Тайшетскому и Чунскому районам хранение журналов, в которых фиксируются сообщения о пожарах хранятся не менее трех лет с момента регистрации в нем последнего сообщения о происшествии, согласно приказа МЧС России N 270 от 02.05.2006. Сведения о пожарах в 1988 году в ОНД по Тайшетскому и Чунскому районам отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом показаний свидетелей, исходил из того, что истец И. осуществляла педагогическую деятельность в учреждении, созданном Чунским РОНО при общеобразовательной школе N 29.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, регулирующий правоотношения сторон, выводы суда подтверждены доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что соответствующими Списками среди образовательных учреждений не поименованы РОНО, где работала истец в качестве логопеда, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку не опровергают вышеуказанных выводов суда о том, что фактически истец в спорный период работала учителем-логопедом в образовательном учреждении - общеобразовательной школе N 29, что является основанием для включения указанного периода в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, довод апелляционной жалобы о том, что с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, приведенной в постановлении от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" свидетельские показания не могут быть отнесены к допустимым доказательствам по делу, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку суд, первой инстанции удовлетворяя исковые требования истца, основывался не только на показаниях свидетелей, но и на совокупности представленных письменных доказательств.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.
Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чунского районного суда Иркутской области от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.А. Черткова
Судьи: О.В. Егорова
Е.Г. Бутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.